«До европейского многообразия еще не добрались»
Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Фестивали короткого метра в афишах кинотеатров мы видим уже много лет, однако по-настоящему массовым явлением они не становятся. В чем причина? В элитарности такого «развлечения»?
Елизавета Колесникова: Не до конца соглашусь с этим, мне кажется, что короткометражный формат стал массовым в узких зрительских кругах уже довольно давно. Но вся загвоздка в том, что он при этом остался форматом «на любителя», для зрителя, который «в теме». Поэтому массовость в нашем случае довольно относительна. Мне, конечно, хочется назвать наш продукт элитарным, но в основном в подборки попадает не суровый авторский контент, а вполне жанровые, высокого качества работы молодых режиссеров, талантливых, что важно. Возможно, причина в отсутствии широких каналов продвижения для короткометражного кино, которое остается такой фестивальной историей, не переходящей в разряд массового проката. Массовый зритель не понимает или попросту не замечает в расписании «короткометражную программу фестивальных фильмов» и идет на понятную и широко разрекламированную «Годзиллу» хрустеть попкорном.
- В лентах новостей достаточно часто встречаются весточки из-за границы, в которых говорится о масштабных смотрах короткого метра, куда съезжаются и начинающие авторы и прославленные мастера короткометражного кино. Если ли у нас в стране такие мероприятия?
- В нашей стране есть несколько фестивалей короткометражного и экспериментального кино, но все они не то чтобы конкурсные и очень локальные. В рамках крупного «Кинотавра», впрочем, есть довольно авторитетный конкурс для российских режиссеров. А вообще в сфере короткометражного кино довольно слабо выстроена система взаимодействий: короткометражка рассматривается только как выпускной проект для студента, ее ценность как самостоятельного произведения недооценена. Так что пока до европейского многообразия (там фестивали делятся еще и тематически – о любви, научно-фантастическое кино и т.д.) мы не добрались.
Главный критерий – качество фильма
- Насколько сложно подобрать материал для показа короткого метра в кинотеатре именно для русского зрителя? Приходится ли соблюдать особые критерии?
- Выбирать фильмы в проект всегда очень сложно. Это испытание! Мы очень тщательно относимся к формированию программы и опираемся, помимо собственного вкуса, на авторитетные фестивали, стараемся отсматривать фильмы на таких смотрах, чтобы видеть реакцию зала. Хотя надо признать, что европейская и российская публика реагирует на фильмы иногда по-разному, что довольно интересно. Главным критерием для нас является качество фильма, его содержательная и визуальная составляющие. Мы также стараемся оставлять пространство для эксперимента: не брать в программу только комедии, но добавлять что-то более серьезное, не ограничивать себя игровым кино – разбавлять анимационными фильмами. Короткометражные проекты должны быть разнообразными, как мозаика, – это их выгодно отличает от полного метра – за полтора часа ты успеваешь прожить 5–6 историй.
- А как обстоят дела с созданием короткого метра российскими авторами? Есть чем гордиться?
- Короткометражные работы в России снимаются, они даже попадают в зарубежные конкурсы и просмотровые базы, но не могу сказать, что российский короткий метр составляет какую-то конкуренцию зарубежному. Мы, к слову, довольно давно пытаемся выйти на контакт с отечественными режиссерами, но это довольно долгая история, пока что нам это не удалось. Хотя, планируем, что в нашем проекте появятся фильмы Леонида Шмелькова – режиссера анимационных фильмов, чья анимация успешно участвовала в прошедшем зимой Берлинском фестивале.
- Насколько я помню, ты уже участвовала в отборе работ для одного из фестивалей, проходящих на Урале. Тогда были жалобы, что выбирать, по крайней мере, у совсем молодых авторов не из чего. Чего им, по-твоему, не хватает?
- Я думаю, что не хватает довольно базовых вещей: чувства времени, например. Но прежде всего – внятной истории или концепции. Такой, чтобы «вставляла». Это, надо признать, проблема молодых авторов повсюду. На питчинге проектов в рамках Берлинале мы с коллегами с грустью констатировали факт: большинство историй, которые представляют молодые сценаристы и режиссеры, – вторичные или проходные, которые даже в рамках жанра вряд ли смогут стать заметными. Но, наверное, это такой путь, который должен пройти всякий молодой автор – либо он найдет свой язык и темы, либо займется чем-то другим.
Зрители спасли фестиваль в Екатеринбурге
- В чем, по-твоему, секрет по-настоящему хорошего короткометражного фильма?
- Не буду оригинальна, тут две составляющие максимальной важности: история и реализация. История – основа основ, если сюжет не «цепляет», если герою не сопереживаешь, не ассоциируешь себя с ним – проект мертв. Ну и так как кино не мыслимо без визуальной составляющей, то исполнение должно быть на высоком уровне.
- В Екатеринбурге подошел к концу показ программы короткометражного кино «KinematicShorts 4». Можешь подвести какие-то итоги? Насколько отзывчивы зрители, активны в походах на подобный фестиваль?
- Зрители всегда очень отзывчивы, мы очень их любим и стараемся выстраивать коммуникацию в социальных сетях, к примеру. В Екатеринбурге, к слову, были проблемы со стартом проекта, и именно зрительское внимание и обеспокоенность срывом показов позволили решить проблему максимально быстро. В целом, мы получаем довольно много положительных отзывов, что говорит о правильно выбранном направлении для развития проекта.
- Ну и традиционно - что нас ждет в скором или не очень времени? Может, есть что-то, что очень хочется показать уральцам?
- У нас очень много планов: в конце осени будет новая подборка KinematicShorts, а также мы планируем посотрудничать с одним из крупнейших европейских фестивалей короткого метра – показать более нишевые, художественные работы, возможно, на границе кинематографа и видеоарта. А на лето приготовили проект детской анимации совместно с Лондонским анимационным фестивалем – должна же быть альтернатива крупным анимационным проектам «мейджоров»!