В ближайшие годы отечественную киноиндустрию ожидает колоссальный прорыв. Об этом ural.aif.ru рассказал режиссёр, сценарист, один из основателей и руководитель кинокомпании Red Pepper Film, создатель короткометражного фильма «Интервью» (премия «Золотой орёл»), сериалов «Юг» и «Мамонты» Иван Соснин.
Методом проб и ошибок
Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: - Вы учились на металлурга, но стали режиссёром. Как так получилось?
Иван Соснин: - Я проучился в УГТУ-УПИ до последнего семестра и ушёл за два месяца до госэкзамена. Где-то на втором или третьем курсе начал работать в рекламе, всё свободное время посвящал ей, зарабатывал какие-то деньги, и постепенно творчество стало вытеснять учёбу. В какой-то момент я встал перед выбором: поехать на съёмки или получить диплом о высшем образовании. Я выбрал первое. Но учёба в вузе многое мне дала в плане кругозора. Мы ездили на практику на заводы в Первоуральске, в Верхней Пышме, в Кировграде, меня очень впечатлили эти огромные ковши, которые льют расплавленный металл. Мне уже давно хочется снять что-то, связанное с промышленностью, с металлургией, но пока это всё в проекте.
- Чтобы снимать кино – необходимо профильное образование?
- Оно желательно, конечно, но не обязательно. Чтобы научиться снимать кино – нужно снимать кино. Я начал заниматься этим ещё в школе, лет в 14, учился методом проб и ошибок. В институте делал музыкальные клипы, рекламу, потом были короткометражки, затем полный формат. Параллельно слушал лекции известных режиссёров, когда они к нам приезжали, получал обратную связь от зрителей, читал комментарии к своим работам, что-то переделывал, старался сделать лучше…
- Вы работали в самых разных киноформатах, включая сериалы. А что вам ближе?
- Сегодня мне интереснее всего делать полнометражное кино. Мне очень нравится короткий метр, но он, честно говоря, в нашей индустрии никому не нужен. Его не продать, на нём не заработать, его не берут в прокат, не показывают в кинотеатрах и на онлайн-платформах. Другая ситуация с сериалами: я доволен нашим сериалом «Юг», но сам процесс его создания был тяжёлым и выматывающим. Мы работали в восьми регионах, было пятьдесят с лишним смен, я очень устал и хочу от всего этого немного отдохнуть. Поэтому полный метр для меня – оптимальная форма.
- В ваших фильмах много личного?
- Что касается короткометражек, то там практически всё связано с моей жизнью и окружением. Например, фильм «Интервью» полностью основан на личных переживаниях. Я тоже не знал своего отца, видел его только на фотографиях. Но я всегда стараюсь уйти от прямых параллелей, чтобы связь эта была не столь очевидна. Кроме того, в последние годы я часто работаю с чужими сценариями.
- Вас называют самым добрым и одновременно самым наивным уральским режиссёром. Согласны?
- В этом есть доля правды, но мне нравится делать именно такое кино. Все мои фильмы – с хэппи-эндом. Есть очень наивные («Портрет мамы», «Огоньки»), есть посерьёзнее («Дорога в облака», «Пришелец»), но я стремлюсь, чтобы после их просмотра у человека оставалось какое-то чувство света. У меня нет никакого желания загонять зрителя в депрессию, в траур, я хочу дать ему надежду, что всё будет хорошо.
- Нет желания снять какую-нибудь жёсткую социальную драму в стиле Алексея Балабанова, трагедию, боевик, триллер?
- Такие попытки были. Мне предлагали снимать детективный триллер для одного телеканала. Начал разрабатывать проект, дело почти дошло до съёмок, но в конце концов я отказался. Потому что понял: мне эта тема не заходит, я не могу с ней сжиться. Ещё у меня был большой проект про тюрьму. Я его сам разработал, сам написал, мы уже договорились с одной онлайн-платформой, там готовы были выделять деньги. Но и здесь мне не удалось себя перебороть. Чтобы что-то снимать – нужно это принять, чтобы это стало частью тебя. Представить себя на месте главного героя. Но когда я начинаю погружаться в такие темы, мне становится нехорошо, некомфортно. Я не хочу, чтобы зритель переживал те же эмоции.
Крутой перелом
- В вашем фильме «Интервью» играет Алексей Серебряков. Как вам удалось заполучить такого звёздного актёра?
- Там была интересная история. Наша кинокомпания тогда ещё ничего особо не снимала. Я был молодым, начинающим режиссёром, написал сценарий, основанный на моей личной жизни. Мой друг говорит: пошли его Алексею Серебрякову, а вдруг ему понравится. Я побоялся, но Яна, наш продюсер и моя жена, всё-таки отправила. Прошло какое-то время, и однажды, когда Яна с подругой сидела вечером в каком-то кафе в Москве, ей позвонили: «Здравствуйте, это Лёша Серебряков. Прочитал ваш сценарий, он мне очень понравился, готов сниматься». Стали обсуждать вознаграждение. Алексей Валерьевич говорит: «Вряд ли у вас есть деньги, чтобы заплатить мне полный гонорар, поэтому сколько заплатите – столько заплатите. Можете вообще не платить».
- В конце концов заплатили?
- Да, потому что нашли спонсора. Хотя, вероятно, это был не совсем его гонорар, не по его ставкам.
- С известными артистами трудно работать?
- Вовсе нет. На самом деле, чем опытнее артист, чем он, может быть, даже известнее, тем проще с ним работать. Предположим, приходит на площадку Алексей Серебряков, он видит, что мы – молодая команда, и может закрыть глаза на какие-то наши «косяки», где-то помочь, что-то подсказать. В сериале «Юг» практически во всех ролях снимались медийные артисты, но никаких проблем не возникало. Сегодня я отношусь к актёрам просто как к актёрам. Не важно, где ты играешь – в театре в Екатеринбурге или в театре в Москве, у всех одна профессия.
- Фильм «Интервью» сильно помог вам в плане продвижения?
- Да, он хорошо был воспринят зрителями, побывал на разных фестивалях, его посмотрели в Германии, в Канаде, в Японии и других странах, взяли на «Кинотавр», он получил статуэтку «Золотой орёл» в номинации «Лучший короткометражный фильм». Это был крутой перелом в нашей судьбе, именно после «Интервью» к нам начали приходить серьёзные продюсеры и предлагать большое кино.
«Москва – не мой город»
- Вы родились в Кировграде, потом переехали в Невьянск, уже много лет живёте и работаете в Екатеринбурге. Не было желания сменить место жительства, например, перебараться в Москву?
- Было много предложений переехать в столицу, даже на высокую зарплату, но желания уезжать из Екатеринбурга у меня не возникло. Москва – не мой город. Конечно, там больше вариантов построить карьеру, но когда ты работаешь в столице, ты гораздо реже выезжаешь куда-то. У тебя сужается география, возникает соблазн всё снимать в Москве: в павильонах, на «зелёнке» (технология хромакей), в Люберцах, в Мытищах, в Балашихе. А в Екатеринбурге не так много нужных локаций, и ты ищешь что-то интересное по всей России. Ты можешь поехать во Владивосток снимать «Чернильное море», в Мурманск, куда угодно. Для меня это большой плюс. Например, когда мы снимали «Юг», то побывали на Байкале, в Якутии, на Кавказе. Ребята из Москвы, которые уже лет двадцать в киноиндустрии, были там впервые, а я уже снимал там кино!
В столицу мы ездим на съёмки, а в Екатеринбурге у нас сложилась замечательная экосистема, своеобразный островок безопасности, куда я всегда могу вернуться. Не так давно у меня родилась дочка, мама переехала в Екатеринбург, мы с супругой занимаемся любимым делом, творчеством, это счастливое время для нашей семьи.
- Никогда не хотелось попробовать себя в амплуа актёра?
- В детстве, когда учился в школе, в первых клипах я снимал самого себя, потому что порою просто некого было снимать. Но в целом в амплуа актёра я испытываю большой дискомфорт. Могу сняться в каком-то камео, маленьком эпизодике, просто ради шутки, но брать на себя большие роли со словами я не готов. У меня лучше получается снимать, чем играть.
- Какое кино нравится лично вам?
- Возможно, возникнет диссонанс, но фильмы, которые я смотрю, очень не похожи на фильмы, которые я снимаю. Например, я люблю триллеры Мартина Макдонаха, особенно «Залечь на дно в Брюгге». В этом году мне очень понравились фильм о рестлерах «Стальная хватка», хоррор «Субстанция», драматический фильм «Анора». Люблю все работы Квентина Тарантино, практически всё у Андрея Звягинцева. Меня очень впечатлил его «Левиафан», я смотрел его в кинотеатре и долго не мог прийти в себя.
- Как относитесь к высокоинтеллектуальному кино типа Андрея Тарковского?
- Его картины для меня тяжеловаты. Понимаю, что из-за отсутствия профильного образования по своей «насмотренности» я уступаю выпускникам ВГИКа. Уважаю его фильмы, осознаю всю их творческую составляющую, они изменили взгляды человечества на кинематограф. Но я вырос на другом кино, на фильмах, которые смотрел в 90-х: «Маска», «Титаник» и так далее.
- Зрители часто сравнивают фильмы эпохи СССР и современное российское кино, но не в пользу последнего. Ваше мнение?
- В современном кино очень сильна коммерческая составляющая, оно заточено в первую очередь на получение прибыли. Есть ощущение, что в Советском Союзе такого не было, люди просто стремились снимать хорошие фильмы. Во-вторых, в современном российском кино большое количество шаблонов. Есть сценарная и производственная схемы, есть схема кастинга. Если ты будешь им следовать, то, скорее всего, создашь коммерчески успешный проект. Однако при этом теряется душа фильма. Хотя качественное кино делают и сегодня. Мне, например, очень понравились «Снегирь» Бориса Хлебникова, «Страсти по Матвею» Сергея Ильина.
Что смотрит зритель?
- Какие жанры сегодня популярны? Что нужно снимать, чтобы оказаться в тренде?
- В первую очередь – сказки. Кроме того, очень популярны фильмы и сериалы про 90-е, а также комедии. Наверное, вот эти три направления сегодня и собирают зрителей.
- Сказки – потому что люди хотят уйти от реальности?
- Не только. В последние годы появилось много фантастики, потому что нужно как-то замещать диснеевские и пиксаровские фильмы, марвеловских героев. У нас в России огромное количество прекрасных сказочных персонажей, можно очень много снимать, хотя делается это не всегда хорошо.
- А почему так поднялись 90-е?
- Сложный вопрос. Возможно, выросло поколение, чьё детство и юность пришлись на эти годы, оно хочет высказаться на данную тему. Вообще пробиться к зрителю с каким-то добрым фильмом сегодня очень сложно. Всё онлайн-пространство заняли триллеры, хорроры, истории из 90-х и так далее. Когда мы выложили в интернет наш сериал «Юг», в одном из комментариев я прочитал: «В первой серии никого не убили, поэтому дальше смотреть не стал».
- Отечественный зритель оказался частично «отлучён» от западного кино, нас перестали приглашать на крупнейшие фестивали. Может ли эта ситуация стать трамплином для развития российского кинематографа? Или, наоборот, его ждёт кризис?
- Лично я надеюсь, что санкции и запреты смогут дать толчок нашему молодому кино. Верю, что в ближайшие годы его ожидает прорыв. Дело в том, что в стране образовался своеобразный контентный вакуум, из России ушли западные платформы и прокатчики, стало не хватать фильмов. Государство начало вкладывать большие деньги в кинопроизводство, но отрасли остро не хватает человеческих ресурсов. Благодаря этому очень много молодых ребят начали снимать большое кино. У меня масса знакомых из мира рекламы, дебютантов, которые стали снимать полный метр и сериалы. Они пока ещё мало что умеют, у кого-то получаются шедевры, у кого-то нет. Но они учатся, каждый следующий фильм будет лучше, чем предыдущий. Здесь тоже действует метод проб и ошибок. В скором времени они займут место тех, кто уехал из страны или ушёл из кино. Думаю, что уже через несколько лет у нас будет много замечательных профессионалов в мире киноиндустрии.
Дефицит кадров
- Кино, как и другие сферы, тоже страдает от дефицита кадров?
- Актёров хватает, острый дефицит касается технических специалистов, администраторов, директоров, осветителей, фокус-пуллеров (ассистентов оператора). Когда мы снимали «Юг», в Москве в запуске было одновременно 400 проектов! Мы долго не могли собрать команду, потому что все специалисты были заняты.
- На какие деньги сегодня снимается кино?
- В основном на государственные, но не всегда. Например, фильм «Далёкие близкие» мы снимали на средства Министерства культуры РФ, а «Пришельца» – на свои. Снимаем на деньги наших друзей, продюсеров, на частные инвестиции, но бюджет у таких картин обычно гораздо меньше, чем у проектов с господдержкой. Сериалы производятся на деньги онлайн-платформ, у которых большая финансовая поддержка со стороны крупных компаний.
- Нет опасности, что в обозримом будущем онлайн-платформы полностью заменят традиционное кино?
- Не заменят, но будет чёткое разделение. Кинотеатры превратятся в своеобразные аттракционы, где будут показывать фильмы с большим количеством компьютерной графики, типа «Трансформеров», «Чебурашки», «Волшебника Изумрудного города». Люди купят билет, чтобы поглазеть на красивую картинку. Более серьёзный контент, над которым можно подумать, обсудить его с друзьями, сериалы и авторское кино зрители будут смотреть дома.
- Вы жёсткий режиссёр?
- Наоборот, у нас всегда очень дружелюбная и позитивная атмосфера. Важно, чтобы все объединились ради большого и хорошего кино. Я достаточно много позволяю актёрам на площадке, постоянно советуюсь с ними. Кино – совместное производство. «Я режиссёр, я так вижу» - такого у нас нет. Иногда, когда что-то идёт не так, я срываюсь, психую, кидаю в стену рацию, но это крайне редко. Я практически никогда ни с кем не ругаюсь.
- С вашей супругой и продюсером Яной вы работаете в одной кинокомпании, то есть вместе 24/7. Не надоедаете друг другу?
- Нет, в этом плане у нас всё хорошо, потому что мы часто работаем на разных проектах. Например, когда я снимал «Юг», Яна занималась своими делами, развивала агентство, сдавала на права, мы виделись только вечером. Сегодня мы сидим в разных кабинетах, у нас нет такого, что мы постоянно находимся вдвоём на съёмочной площадке: она сидит в вагончике или в офисе, общается с актёрами. Мы постоянно в работе.
- Что ждёте от наступившего 2025 года?
- В мае у нас выходят «Легенды наших предков» – новый полнометражный фильм, где главную роль сыграл Александр Яценко. Очень надеюсь, что им заинтересуется отечественный кинопрокат. Возрастной ценз там 6+, это такая довольно лёгкая комедия для всей семьи про мифических существ. Уверен, что он понравится зрителям.