В начале октября в Екатеринбурге состоялся XXXV фестиваль документального кино «Россия». Премию «АиФ» «Герои нашего времени» получил создатель фильма «Петрович. Человек-самолёт», режиссёр-документалист из Москвы Сергей Босенко. Герой его картины Владимир Бабак — авиаконструктор, руководитель НПК «Штурмовики Сухого», один из создателей легендарного самолёта Су-25, получившего у лётчиков прозвища «Грач», «летающий танк». Режиссёр Сергей Босенко рассказал «АиФ-Урал» о своём герое.
В воздухе пахло грозой
Владимир Бабак, герой нашего фильма «Петрович. Человек-самолёт» — человек очень непростой, прямолинейный, со своеобразным чувством юмора. Привык резать правду-матку, подходит ко всему критически, не слишком-то считается с чужим мнением. Решиться сделать его героем картины было непросто.
Так случилось, что я снимал фильм о своём мастере — кинорежиссёре Марине Бабак. Во время работы подружился с её мужем Владимиром. Возникла идея сделать фильм и о нём. Мой сценарист Ирина Семашко поначалу сомневалась. Дескать, у Бабака такая ровная, спокойная жизнь, никаких конфликтов и потрясений. Дом, работа, дача — чего там о нём снимать? Но я убедил её попробовать.
Заявку в Минкульт РФ мы написали, когда СВО ещё не началась, но в воздухе уже пахло грозой, было понятно — что-то назревает. Петрович тоже это чувствовал, и его напряжённость передавалась нам.
Характер от отца
Я много думал, откуда у Владимира Петровича такой характер. А потом понял: конечно же, от отца! Пётр Бабак прошёл путь от простого рабочего в депо на станции Гребёнка под Полтавой до директора большого московского завода электротехнического оборудования. И за этим стояли не только амбиции, пассионарность, но и определённые исторические обстоятельства. К Октябрьской революции можно относиться по-разному, но она всколыхнула народ, сформировала пласт людей с большим творческим потенциалом. Внушила им, что они хозяева в своей стране, что они ей нужны.
Петрович вырос именно в этой парадигме. Он всегда считал, что лично отвечает не только за себя и свою семью, но и за свою страну. Как-то мы спросили: почему он пошёл в авиаконструкторы? Ведь все мальчишки мечтали тогда стать лётчиками! Бабак засмеялся: «Я знал, что в лётчики меня не возьмут из-за плохого зрения. Но даже не страдал по этому поводу. Хочешь летать — бери в руки карандаш, придумывай новые машины».
Наверное, это и есть сила воли — принять жизнь такой, какая она есть. Воплощать свою мечту, несмотря ни на что. «Я под бомбёжки попадал в 1941 году, видел, как бомбы падали, как дома рушились. Оттуда родилось понимание, что такое авиация, как она мир может перевернуть», — говорит Владимир Бабак в нашем фильме.
Талантливых людей много, но реализовать свой дар могут далеко не все. Он смог. С 1959 года работал в ОКБ П. О. Сухого, участвовал в создании Су-7, Су-9, Су-11 и Су-15. Был главным конструктором Су-25 и Су-25Т — тех самых «Грачей», которые до сих пор считаются лучшими в своём классе. Модернизировал машины для боевых действий в Афганистане...
О своём учителе и первом руководителе, конструкторе Павле Осиповиче Сухом, Владимир Петрович вспоминает так: был положительным человеком, не курил, не пил, не был членом партии. А ещё был исключительно интеллигентным — образно говоря, при слове на букву «ж» мог упасть в обморок.
«Люблю эти самолёты»
Для Бабака каждый потерянный самолёт — это трагедия и бессонные ночи. Петрович рассказывал, как в начале 1990-х, когда буквально в один день прекратилось финансирование КБ, он сделал всё, чтобы сберечь своих специалистов, сохранить завод в Кубинке. Не представляю, что бы мы сегодня делали, если бы наши штурмовики, «летающие танки», как их называют, порезали тогда на металлолом.
Иностранцы приглашали авиаконструктора разрабатывать новый штурмовик на базе Су-25. Но Владимир Петрович даже не думал рассматривать подобные предложения.
Однажды, когда Бабак перечислял по номерам, какой его самолёт погиб, какой в ремонте, а какой модернизирован, я спросил: неужели он помнит все свои самолёты? Конструктор такому вопросу даже удивился: «Конечно, все помню... Люблю я эти самолёты. Сорок лет уже ими занимаюсь, сделал 14 модернизаций, но каждый раз, когда их вижу, по телу какая-то радость разливается».
Показательно, что Петрович никогда не вмешивался в процесс создания нашего фильма. Ему можно было задавать любые, даже самые глупые вопросы. Он терпеливо объяснял, всё разжёвывал. О сегодняшней ситуации он говорит так: «Вся западная ПВО против нас, от четырёх до шести комплексов работают по самолёту одновременно. Он на малой высоте почему так крутится? Уходит от ракет».
Между Машей и «Сушкой»
Супруга Петровича Марина Михайловна (Маша, как он её называет) — самый важный человек в его жизни. Если подумать, то во многом и ей страна обязана появлением легендарного Су-25. Она ухаживает за мужем, как за ребёнком, следит за его гемоглобином, выслушивает его каждый вечер, вникает во все его проблемы, поддерживает. Вот уж поистине — за каждым успешным мужчиной стоит женщина. Сама она так говорит в фильме: «Мы с мужем живём с самолётом Су-25, он всё время находится между нами».
И надо сказать, что Петрович гордится своей женой. Марина Михайловна — известный режиссёр, работала с Романом Карменом и Константином Симоновым. Конечно, задерживалась на работе, трудилась в ночные смены, ездила в командировки, получала премии и призы на фестивалях. Но он никогда не ревновал её к успеху! Наоборот, он подружился и с Карменом, и с Симоновым, ходил на все её премьеры.
Идеальными их отношения назвать нельзя: Бабак — человек сложный. Порой им овладевает «звёздная болезнь», он капризничает. Однако вот уже больше 60 лет супруги вместе. Они помогли друг другу стать теми, кем стали, вырастили и воспитали дочь. Ольга, как и её мама, окончила ВГИК, вышла замуж, а родившегося сына назвала Владимиром — на радость знаменитому дедушке. Бабак до сих пор, в свои 87, сам водит машину. И до сих пор с горящими глазами может говорить про свои «сушки». Да так, что невозможно не заслушаться...