«Шоковая терапия» — так иронично окрестили горожане повышение платы за проезд в наземном общественном транспорте столицы Урала. С 1 ноября 2025 года одна поездка в автобусе, троллейбусе или трамвае обойдётся нам на 9 рублей дороже. Рост стоимости одной поездки стал самым крупным за всю историю Екатеринбурга.
Пошли на рекорд
Надо отдать должное, тариф в 33 рубля власти держали довольно долго. Ранее глава Екатеринбурга неоднократно заявлял: пока пассажиры не почувствуют качественных изменений в работе общественного транспорта, ни о каком повышении не может быть и речи. Но, судя по всему, этот «счастливый» момент настал. С 1 ноября будем платить 42 рубля за поездку.
«Это вынужденная и необходима мера на фоне возросших расходов перевозчиков на амортизацию, ГСМ, зарплаты сотрудникам, — пояснил градоначальник Алексей Орлов. — Подчеркну, что стоимость проезда в Екатеринбурге не повышалась последние 2,5 года. Во всех крупных городах нашей страны это уже произошло...»
Не будем приводить всё то, что о грядущем повышении пишут в социальных сетях жители мегаполиса (большинство пассажиров уверены, что рост слишком велик). Чтобы подсластить пилюлю, чиновники снизили стоимость проездных: так, цена безлимитного проездного составит 1,5 тысячи рублей в месяц (вместо 2,5 тысячи). Он действует на всех видах транспорта: метро, автобус, трамвай, троллейбус.
Впрочем, способы сэкономить всё же существуют. При оплате проезда по QR-коду стоимость поездки составит 33 рубля вместо 42. Скидка при оплате через систему быстрых платежей будет действовать до 31 декабря. Кроме того, с 1 сентября 2025 года действует бесплатный проезд для учащихся в возрасте от 7 до 18 лет в любом наземном виде транспорта (при предъявлении соответствующего документа). С полным списком тарифов можно ознакомиться на сайте www.ekarta-ek.ru.
А посоветоваться!
Между тем после повышения платы за проезд в Екатеринбурге резко активизировались представители системной оппозиции. «Главной новостью прошлой недели стало решение об увеличении стоимости проезда в общественном транспорте с 33 до 42 рублей, — отметил депутат ЗакСО Александр Ивачёв. — Это +27,3%, что сильно больше официальной инфляции. Парламентарии от КПРФ подготовили и направили целую серию запросов в Гортранс и РЭК с требованием предоставить расчёты. Учитывая то, как эти структуры любят ссылаться на коммерческую тайну, мы обратились также в прокуратуру с просьбой проверить обоснованность этого решения».
Народный избранник считает, что власти должны были сначала посоветоваться — если не с жителями, то хотя бы с депутатами. «Уверен, вариантов было больше одного. Налицо нарушение базового принципа гласности в действиях администрации и РЭК, — уверен народный избранник. — Будем добиваться прозрачности и раскрытия всех карт. И если получится, то снижения стоимости проезда».
Стандартный процесс?
Ещё одно изменение в сфере общественного транспорта касается метро, точнее — новых мер безопасности при входе в подземку. Отныне все пассажиры, прежде чем войти в метрополитен, будут обязаны подтверждать работоспособность всех без исключения гаджетов: радио- и телеаппаратуры, фото-, видео и киноаппаратуры, аудио- и видеотехники, мобильных телефонов, ноутбуков, персональных компьютеров и так далее. Проще говоря, во время досмотра горожане и гости мегаполиса должны будут их включать.
Цитируем (буквально): «Ужесточение контроля за девайсами объясняется высокой вероятностью применения подобных устройств для нанесения ущерба безопасности пассажиров и инфраструктуре метрополитена, поскольку они могут быть использованы в качестве взрывного устройства, а в корпусе можно пронести взрывоопасные или запрещенные к перевозке вещества».
При этом руководство метро уверяет, что данная мера направлена исключительно на защиту пассажиров. Содержимое девайсов (фото, сообщения, приложения и так далее) охранников и службу транспортной безопасности не интересует. А для ускорения процедуры досмотра метрополитен рекомендует заранее доставать электронные устройства из карманов и ручной клади, а также следить, чтобы гаджет не разрядился во время прохождения досмотра. Планируется, что проверка работоспособности гаджетов станет частью стандартного процесса досмотра, наряду с проходом через рамки металлодетектора и сканированием ручной клади в рентгенотелевизионных установках.
К чему приведёт усиление мер безопасности — пока не ясно. Напомним, что пару лет назад метрополитен Екатеринбурга раскритиковал вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАПГЭТ) Владимир Фёдоров. Правда, вовсе не за малое количество станций. По мнению эксперта, уральская подземка удивляет своей безжалостностью и недружелюбием к людям.
«Тотальный проход любой сумки через сканер формирует очереди, —подчеркнул спикер. — Постоянные пассажиры уже привычно озлобленно швыряют рюкзаки на ленту. Сотрудник безопасности без энтузиазма смотрит в экран интроскопа. Понятно, что, будучи одним человеком на досмотре, он не успевает разглядеть хоть что-то в этом бесконечном потоке изображений...»
В полную силу. В Свердловских муниципалитетах обновят 350 автобусов
Дорогое удовольствие. Стоимость выборов губернатора на Урале выросла на 35%