Из прошлого выпуска нашего сериала о деньгах вы уже знаете, что журналисты АиФ стали подопытными кроликами на уроках финансовой грамотности. Дорогая редакция не остановилась в своем желании крови текстов — новой жертвой стала я, неосторожно ляпнув «О, прикольно!» про первое занятие.
Вижу цель, не вижу препятствий
Занятие начали с правильного формулирования целей. Признаться, сначала я напряглась — не хватало ещё мотивационный тренинг слушать. Но всё оказалось не так просто: цель действительно важно формулировать правильно и во всех подробностях, чтобы понять, как максимально эффективно её достичь и какие инструменты для этого нужны. И никаких размытых формулировок!
Простой тест — проговорите свою цель другому человеку. Если у него возникают вопросы, значит, формулировку надо дорабатывать. Согласитесь, между «Хочу доехать до Москвы» и «Хочу доехать до Москвы на своем автомобиле за два дня, стартую 1 июля» есть большая разница? (И да, вопрос «что и сколько нужно употребить, чтобы доехать из Екатеринбурга в Москву за пару дней?» мы упустим — это ведь просто пример).
Коллективным разумом и с помощью руководителя регионального центра финансовой грамотности Елены Овсянниковой успели выяснить, что цели делятся на стратегические и тактические. Стратегические — те, что ставятся на долгий срок требуют много ресурсов, а тактические — те, что можно достигать по пути.
Зато тактические цели у него куда конкретнее — пострелять из раритетного револьвера («Вы знаете, их на всю страну единицы! Но я уже нашёл владельца и тир, осталось конца пандемии дождаться, пока тренируюсь крутить на реалистичном макете...»), купить винтажный Chevrolet Camaro («А цены на них начинаются с...») и отбиться от редакции, требующей прийти на работу в килте («Эй-эй, я шутил и вообще ничего не обещал!»).
Люк, я твой отец
Елена показала нам упражнение, которое за 10 минут сломало мне мозг и заставило поседеть волосы под краской. Вы можете его повторить прямо сейчас — обещаю, что у вас такой реакции не будет, если вы не котик-невротик. Зато пищи для ума будет достаточно.
На этом же отрезке отмечаем примерно, где мы находимся сейчас в соответствии со своим возрастом. А теперь смотрим на остаток и начинаем задавать себе неудобные вопросы.
Рассуждение получится примерно такое: «Итак, предполагаем, что ничего глобально страшного не случится, я хочу выйти на пенсию в 65 и жить до 120 лет. Пенсия сейчас — около 10 тысяч в месяц. Мне сейчас для комфортной жизни нужно иметь 50 тысяч в месяц. Значит, после увольнения мне нужно дополнительно иметь 40 тысяч в месяц или 480 тысяч в год. Как я могу их получить? Купить ещё одну хорошую квартиру и сдавать её. Или начать собирать банковский вклад прямо сейчас. Или...» и так далее.
Важно понять, какие действия стоит начать прямо сейчас, чтобы обеспечить себе будущее.
Но не финансами едиными. Ещё одно упражнение с тем же рисунком отрезка — отмечаем на этой линии тот возраст, в котором находятся сейчас ваши родители или дедушки-бабушки. А теперь оцениваем по пятибалльной шкале три сферы их жизни в этот момент — финансы, социализацию, и здоровье. Правильного ответа нет, это ваша субъективная оценка.
А теперь начинаем разбирать эти оценки. Почему вы довольны или не довольны образом жизни родителей в каждом конкретном аспекте? Что вам нужно делать, чтобы тоже достичь (или ни в коем случае не достичь) таких оценок, когда вы приблизитесь к возрасту родителей сейчас?
По-моему, подобное упражнение надо и вовсе повторять регулярно всем вокруг — и отрезвляет насчет сроков глобальных целей (больше ничего не буду откладывать в долгий ящик, честно!), и даже наталкивает на варианты решения. Собственно, это упражнение и определение стратегических целей стали нашим домашним заданием к следующей встрече — подозреваю, что за выходные успею поставить себе воистину наполеоновские планы...