До начала государственной итоговой аттестации осталось меньше недели. 26 мая выпускники будут «отчитываться» по географии и литературе, а 29 мая - по обязательной для всех дисциплине - русскому языку.
Курс на безопасность
А вот взрослым, которые обеспечивают проведение итоговой аттестации, нынче спокойно не спится. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ужесточила требования к обеспечению информационной безопасности. В частности, во всех пунктах приёма экзамена в этом году установлены камеры видеонаблюдения. Причём, так, что слепых зон в аудиториях не будет совсем. На Среднем Урале областной бюджет на это выделил свыше семи миллионов рублей.
- Дети к этой мере относятся адекватно, никакого дискомфорта они не испытывают, что показало репетиционное тестирование, - говорит директор гимназии №94 Екатеринбурга Лариса Никонова. - Они осознают, что государственная итоговая аттестация налагает большую ответственность. И понимают, что установка камер - серьёзная мера обеспечения прав каждого ребёнка. Волнуемся мы - педагоги.
Во-первых, много ещё остается вопросов, ведь мы впервые сталкиваемся с такой мерой. Так что для нас проведение ЕГЭ тоже своего рода экзамен. Во-вторых, очень много нюансов необходимо учесть. Скажем, по соседству с нашей гимназией идёт крупная стройка. А это шум техники - серьёзный отвлекающий фактор для детей. Сейчас мы ведём переговоры с руководством строительства, надеемся, что на время проведения ЕГЭ работы будут приостановлены. Мы должны создать все условия для того, чтобы дети могли максимально реализовать свой потенциал.
К слову, в минувшем году во время проведения ЕГЭ в Свердловской области было зафиксировано 24 нарушения. Нынче региональный минобр поставил задачу перед организаторами ЕГЭ свести количество нарушений к минимуму.
Вторая попытка
Например, в министерстве образования признают, уровень подготовки по физике в уральских школах далёк от совершенства. Поэтому в 2012 году значительный процент выпускников этот предмет на ЕГЭ провалили. В году же минувшем, когда стартовал областной проект подготовки к экзаменам, количество неуспешных сдач сократилось вдвое. Хотя… 302 выпускника прошлого года всё-таки умудрились не пройти ГИА (то есть завалили оба обязательных предмета). Нынче они предпримут вторую попытку сдать ЕГЭ.
Физики и лирики
Что касается физики, что в этом году её выбрали для сдачи на 6% выпускников больше, чем в предыдущие экзаменационные сезоны. Педагоги «скрестили пальцы» в надежде, что физики всё-таки победят лириков. Дело в том, что в последние годы в области сложилась тенденция: среди дисциплин «по выбору» лидируют гуманитарные дисциплины. Что для промышленного региона, нуждающегося в квалифицированных кадрах на многочисленных предприятиях, досадно.
Комментарии
Эдуард Кузнецов, заведующий кафедрой астрономии и геодезии УрФУ:
- У меня в целом отношение к тестовой системе отрицательное. В разговоре со студентом ты понимаешь, формула им просто заучена или же он может её объяснить. Разговор позволяет выявить именно понимание, тогда как в тестах очень многое идёт на уровне запоминания. Это и смущает! Ещё одна проблема - студенты приучаются к кратким ответам без обоснований. В школе их натаскивают на тесты, университетское же обучение предполагает вдумчивый подход. И вот этот переход - от запоминания к пониманию - он по-настоящему сложный.
Система поступления в ВУЗы сегодня выстроена таким образом, что человек может подавать документы одновременно на большой спектр специальностей. Есть примеры, когда выпускник поступает и на филологию, и на физику - совершенно непонятно из каких соображений. Это показатель того, что в какой-то мере выпускнику всё равно, куда он пойдёт. Раньше, когда был всего один вариант, требовалось чёткое сознание того, чем человек хочет заниматься. А сейчас выпускник как бы сам себе говорит - я ещё не знаю, чего хочу, но, возможно, буду учиться там, где мне повезёт.
Протоиерей Пётр Мангилев, проректор по учебной работе екатеринбургской духовной семинарии:
- Положительный момент ЕГЭ в том, что выросли шансы выпускников разных школ на поступление. Но при этом тестовый характер ЕГЭ приводит к развитию одних мыслительных особенностей в ущерб другим, не менее важным. Экзамен нужно совершенствовать, работать над тем, чтобы он развивал мыслительные способности.
Изменения в выпускниках, на мой взгляд, связаны со школьным образованием. Всё-таки раньше не было такого разнобоя между школами, и сельские, и городские школы обеспечивали хороший базовый уровень. Сейчас этого нет - хромает знание русского языка, грамотность, и всё это сказывается на способности учиться в целом.
Первые ласточки
Основная масса уральских старшеклассников ещё только готовится сдавать ЕГЭ. Однако есть и те, кто уже, что называется, отстрелялся. С 21 апреля по 8 мая в Свердловской области прошёл досрочный ЕГЭ. Получившие разрешение на прохождение итоговой аттестации сдавали экзамены по русскому языку, математике, биологии, обществознанию и английскому языку. На досрочную сдачу, впрочем, у них были веские причины.
В Екатеринбурге право заранее сдать единый госэкзамен получили ребята, которые в основные дни сдачи будут на спортивных сборах, а также те, кто проходит лечение в медицинских учреждениях.
- Кроме того, право сдать ЕГЭ в этом году раньше срока получили два человека, уезжающие учиться за рубеж, еще двое уходят служить в армию, - рассказала начальник отдела аттестации и работы с педагогическими кадрами Минобразования Свердловской области Ирина Петрушина. - Нарушений во время сдачи экзаменов и обработки документов зафиксировано не было. Экзамены прошли в штатном режиме, без происшествий.
Первым испытанием для уральцев стал русский язык. В Свердловской области этот предмет сдавали 9 человек. Средний результат в регионе составил 58 баллов. Это немного выше, чем в среднем по России, где результат равен 53 баллам.
Как отметили в региональном Минобразования, списывания не было. Да и собственно, это было исключено. С сотовыми телефонами на экзамен не пускали. На входе в классы стояли металлодетекторы.
По математике уральцы продемонстрировали общий уровень знаний на 42 балла, против 40 по стране. Точную науку сдавали 14 школьников. На решение задач по математике давали 3 часа 55 минут, для сдачи необходимо было набрать минимум 24 балла.
Английский язык в досрочный период в Екатеринбурге сдавал только один человек: продемонстрировав хороший уровень подготовки, школьник получил 87 баллов из 100 возможных.
Детей учат отгадывать
Ольга Колпакова, детский писатель:
- Для негуманитарных предметов, для той же математики, эти тесты хороши. Такие листки с результатами экзамена помогают ребятам из села успешнее поступить в вуз крупного города.
Что касается остальных предметов, то я как гуманитарий ничем не могу помочь своим детям в плане сдачи ЕГЭ. Литература, обществознание - очень неоднозначные направления! Как их можно сдать тестами, когда такие предметы требуют рассуждения, размышления, живого контакта с преподавателем. Теперь же всё свелось к тыканию ручкой в квадратик. Так ребят учат только отгадывать!
Моя дочь на одном из пробных тестов провела эксперимент - ставила галочки практически не глядя - и заработала при этом высокий балл. Ну а дальше-то что? В головах что? Этот процесс можно называть как угодно, но только не получением знаний.