В середине учебного года будущие абитуриенты и их родители начинают обдумывать и принимать решение по выбору будущей профессии. О том, кто сегодня востребован на рынке труда, о современных формах обучения, об итогах и самых ярких событиях уходящего года рассказал ректор Уральского государственного экономического университета Яков Силин.
Будущие руководители
– Яков Петрович, в последние годы говорят, что экономисты уже не так востребованы, как в 90-е или нулевые. Это так?
– В своё время в стране был большой наплыв бухгалтеров, экономистов и юристов. Девочка после школы заканчивала короткие курсы, мгновенно устраивалась на работу и зарабатывала больше иных кандидатов и докторов наук. Но потребность в подобных специалистах отпала сама собой, такие «экономисты» уже много лет никому не нужны. Сегодня на рынке труда необходимы фундаментальные знания, основательная подготовка, наличие опыта работы. Требования к высшему образованию неизмеримо выросли. Пока ты учишься, ты должен пройти практику и, возможно, уже где-то работать. Если плохо учишься, то хорошо работать не будешь, не сможешь.
– Учёба в экономическом университете это позволяет?
– Значительная часть наших студентов, начиная с 3–4 курса, работает. Не стану скрывать, как правило, это мешает учёбе, но сегодня заниматься исключительно общей подготовкой просто бессмысленно. Поэтому мы выводим студентов на практику – на предприятия, в бизнес-структуры, органы власти, чтобы студент видел, как эти знания работают в жизни, как управлять коллективом. Общая подготовка нужна всегда. Допустим, человек приходит к нам, чтобы стать банкиром. Чтобы стать банкиром, нужно хорошо учиться, овладеть экономической теорией, ориентироваться в мировых и общероссийских финансах, массе других процессов. Если вы пойдёте на какое-то очень узкое направление, возглавить крупную кредитную организацию, вы, скорее всего, не сможете. Нужны универсальные знания.
– Ваши студенты – будущие руководители?
– Да, это наша изначальная установка. Практика последних десятилетий показала, что большинство наших выпускников становятся руководителями, в том числе высшего звена. В последние годы мы переживаем достаточно сложный этап: стране требуются практики, но практики, имеющие хорошую фундаментальную подготовку. И вот здесь возникают своеобразные «ножницы». Рынок требует, чтобы человек уже в достаточно молодом возрасте имел хорошие базовые знания и одновременно опыт, серьёзные профессиональные навыки. Чтобы этого добиться, мы унифицируем общую подготовку на первых двух курсах. Чтобы построить здание, необходим фундамент, лишь после этого можно возводить стены, крышу и прочее. Мы этот фундамент даём. А дальше, с 3-го курса, начинается специализация. В этом процессе участвуют сам студент, родители, работодатели, педагоги, которые за два года хорошо изучили сильные и слабые стороны своего подопечного.
– Какие самые востребованные специальности? Всё, что связано с IT-технологиями?
– Вы правы, в этом году рекордное количество абитуриентов выбрало именно IT. Но дело в том, что в университете практически все образовательные программы связаны с информационными технологиями. Например, без умения оперировать большими базами данных невозможно стать специалистом в области пищевых биотехнологий. Или возьмём государственное муниципальное управление. Человек приходит на рабочее место, включает компьютер, и к нему стекается информация по огромному количеству разных территорий. Это статистика, её надо понять и оценить. Традиционно большое количество молодых людей выбирает юриспруденцию, экономические направления, растёт интерес к пищевым и биотехнологиям. При этом мы ориентируемся не только на отечественный, но и на международный рынок труда.
В любой точке мира
– Вы уже не первый год используете разные формы обучения, в том числе дистанционные. В чём их плюс?
– Это требование, продиктованное временем. Конечно, лектор в аудитории – это идеальный случай, живого человека не сможет заменить ни одна технология. Но общество развивается, потребность в сильных, опытных педагогах растёт, а дистанционное обучение позволяет давать знания массово, увеличивая количество студентов в разы! Человек читает лекцию в Екатеринбурге, а его можно слушать в любой точке мира. При этом лекция может быть интерактивной, проходить в режиме онлайн, люди могут задавать вопросы и получать ответы. В такой форме знания можно получать дома, в дороге, в машине или поезде. На многих территориях России вузов нет, строить их там нецелесообразно, а технологии позволяют получить высшее образование любому желающему, где бы он ни находился.
– Качество знаний при этом не страдает?
– Успех обучения во многом зависит от желания и способностей самого человека, так как очень высок объём самостоятельной работы. Учебную литературу студенты получают в электронном виде, сдают контрольные, зачёты и экзамены, защищают курсовые, у нас есть техническая возможность контролировать этот процесс. Отмечу, что в УрГЭУ дистанционная форма – одна из самых развитых в России. Обучение длится четыре с половиной года, выпускник получает диплом государственного образца.
– Бывает, что студента приходится исключать?
– К сожалению, такое случается, чаще всего из-за отсутствия трудолюбия. Человек поступает, но потом, почувствовав мнимую самостоятельность, запускает учёбу, копит долги и держать его дальше становится бессмысленно. Кроме того, студент может быть отчислен за недостойное поведение в отношении педагогов, грубость, хамство, систематические опоздания на лекции.
Инвестиции в будущее
– Как поживает кафедра шахмат?
– Её полное название – кафедра шахматного искусства и компьютерной математики. Там всё планово. Первый блин не оказался комом, в этом году мы набрали очную группу, на которой учится около 25 человек. Кафедру по-прежнему курирует великий шахматист Анатолий Карпов. Министр просвещения РФ Ольга Васильева недавно рекомендовала всем школам вводить обучение шахматам. Полагаю, что пройдёт время и наши специалисты окажут серьёзную помощь в этой работе.
– А как в вузе налажена внеучебная жизнь?
– В университете 25 молодёжных объединений, есть профком, студенческое научное общество, школа ведущих, команда КВН, отряды, секции, клубы по интересам. Есть масса проектов, направленных на межкультурный диалог и дружбу между народами. Проявить себя в чём-то, найти друзей может любой. Для иногородних студентов есть три благоустроенных общежития, есть комбинат питания, который недавно стал призёром областного смотра-конкурса, столовая, буфеты, кафе.
– Нынешний год постепенно заканчивается. Как он вам?
– Для нас этот год выдался достаточно стабильным, устойчивым. Он показал, что люди по-прежнему стремятся инвестировать в знания, вкладывают деньги в детей, а это значит – в будущее. Среди самых ярких событий отмечу, конечно, X Евразийский экономический форум молодёжи. Он стал настолько мощным, что собрал представителей 72 стран и 70 регионов России. О количестве и качестве экспертов я даже не говорю, это специалисты высокого уровня. Форум стал признанной международной площадкой, на которой мы продвигаем наш университет и российское образование. Это достижение всего нашего коллектива за последнее десятилетие. Плодотворно и конструктивно в октябре у нас прошёл Уральский экономический форум, где обсуждались вопросы, связанные с переходом России к новой индустриальной модели развития. Его высоко оценил руководитель Вольного экономического общества России Сергей Бодрунов. Параллельно мы выпустили ряд актуальных научных трудов и учебных пособий, по которым будут учиться в том числе и наши студенты.
– Обычно в середине учебного года будущие абитуриенты начинают обдумывать, куда они будут поступать…
– Выбор специальности – ключевое событие в жизни любого человека, от него зависит очень многое. У нас в университете фактически круглый год проводятся дни открытых дверей. Рассказываем о правилах приёма, даём индивидуальные консультации. Последняя такая встреча состоялась 2 ноября, гостями вуза стали более 700 человек из 40 городов России. Следующий день открытых дверей пройдёт в УрГЭУ 11 января 2020 года. Приглашаю всех желающих!