В середине учебного года будущие абитуриенты и их родители начинают обдумывать и принимать решение по выбору будущей профессии. О том, кто сегодня востребован на рынке труда, о современных формах обучения, об итогах и самых ярких событиях уходящего года рассказал ректор Уральского государственного экономического университета Яков Силин.
Будущие руководители
– Яков Петрович, в последние годы говорят, что экономисты уже не так востребованы, как в 90-е или нулевые. Это так?
– В своё время в стране был большой наплыв бухгалтеров, экономистов и юристов. Девочка после школы заканчивала короткие курсы, мгновенно устраивалась на работу и зарабатывала больше иных кандидатов и докторов наук. Но потребность в подобных специалистах отпала сама собой, такие «экономисты» уже много лет никому не нужны. Сегодня на рынке труда необходимы фундаментальные знания, основательная подготовка, наличие опыта работы. Требования к высшему образованию неизмеримо выросли. Пока ты учишься, ты должен пройти практику и, возможно, уже где-то работать. Если плохо учишься, то хорошо работать не будешь, не сможешь.

– Учёба в экономическом университете это позволяет?
– Значительная часть наших студентов, начиная с 3–4 курса, работает. Не стану скрывать, как правило, это мешает учёбе, но сегодня заниматься исключительно общей подготовкой просто бессмысленно. Поэтому мы выводим студентов на практику – на предприятия, в бизнес-структуры, органы власти, чтобы студент видел, как эти знания работают в жизни, как управлять коллективом. Общая подготовка нужна всегда. Допустим, человек приходит к нам, чтобы стать банкиром. Чтобы стать банкиром, нужно хорошо учиться, овладеть экономической теорией, ориентироваться в мировых и общероссийских финансах, массе других процессов. Если вы пойдёте на какое-то очень узкое направление, возглавить крупную кредитную организацию, вы, скорее всего, не сможете. Нужны универсальные знания.
– Ваши студенты – будущие руководители?
– Да, это наша изначальная установка. Практика последних десятилетий показала, что большинство наших выпускников становятся руководителями, в том числе высшего звена. В последние годы мы переживаем достаточно сложный этап: стране требуются практики, но практики, имеющие хорошую фундаментальную подготовку. И вот здесь возникают своеобразные «ножницы». Рынок требует, чтобы человек уже в достаточно молодом возрасте имел хорошие базовые знания и одновременно опыт, серьёзные профессиональные навыки. Чтобы этого добиться, мы унифицируем общую подготовку на первых двух курсах. Чтобы построить здание, необходим фундамент, лишь после этого можно возводить стены, крышу и прочее. Мы этот фундамент даём. А дальше, с 3-го курса, начинается специализация. В этом процессе участвуют сам студент, родители, работодатели, педагоги, которые за два года хорошо изучили сильные и слабые стороны своего подопечного.
– Какие самые востребованные специальности? Всё, что связано с IT-технологиями?
– Вы правы, в этом году рекордное количество абитуриентов выбрало именно IT. Но дело в том, что в университете практически все образовательные программы связаны с информационными технологиями. Например, без умения оперировать большими базами данных невозможно стать специалистом в области пищевых биотехнологий. Или возьмём государственное муниципальное управление. Человек приходит на рабочее место, включает компьютер, и к нему стекается информация по огромному количеству разных территорий. Это статистика, её надо понять и оценить. Традиционно большое количество молодых людей выбирает юриспруденцию, экономические направления, растёт интерес к пищевым и биотехнологиям. При этом мы ориентируемся не только на отечественный, но и на международный рынок труда.

В любой точке мира
– Вы уже не первый год используете разные формы обучения, в том числе дистанционные. В чём их плюс?
– Это требование, продиктованное временем. Конечно, лектор в аудитории – это идеальный случай, живого человека не сможет заменить ни одна технология. Но общество развивается, потребность в сильных, опытных педагогах растёт, а дистанционное обучение позволяет давать знания массово, увеличивая количество студентов в разы! Человек читает лекцию в Екатеринбурге, а его можно слушать в любой точке мира. При этом лекция может быть интерактивной, проходить в режиме онлайн, люди могут задавать вопросы и получать ответы. В такой форме знания можно получать дома, в дороге, в машине или поезде. На многих территориях России вузов нет, строить их там нецелесообразно, а технологии позволяют получить высшее образование любому желающему, где бы он ни находился.
– Качество знаний при этом не страдает?
– Успех обучения во многом зависит от желания и способностей самого человека, так как очень высок объём самостоятельной работы. Учебную литературу студенты получают в электронном виде, сдают контрольные, зачёты и экзамены, защищают курсовые, у нас есть техническая возможность контролировать этот процесс. Отмечу, что в УрГЭУ дистанционная форма – одна из самых развитых в России. Обучение длится четыре с половиной года, выпускник получает диплом государственного образца.
– Бывает, что студента приходится исключать?
– К сожалению, такое случается, чаще всего из-за отсутствия трудолюбия. Человек поступает, но потом, почувствовав мнимую самостоятельность, запускает учёбу, копит долги и держать его дальше становится бессмысленно. Кроме того, студент может быть отчислен за недостойное поведение в отношении педагогов, грубость, хамство, систематические опоздания на лекции.
Инвестиции в будущее
– Как поживает кафедра шахмат?
– Её полное название – кафедра шахматного искусства и компьютерной математики. Там всё планово. Первый блин не оказался комом, в этом году мы набрали очную группу, на которой учится около 25 человек. Кафедру по-прежнему курирует великий шахматист Анатолий Карпов. Министр просвещения РФ Ольга Васильева недавно рекомендовала всем школам вводить обучение шахматам. Полагаю, что пройдёт время и наши специалисты окажут серьёзную помощь в этой работе.
– А как в вузе налажена внеучебная жизнь?
– В университете 25 молодёжных объединений, есть профком, студенческое научное общество, школа ведущих, команда КВН, отряды, секции, клубы по интересам. Есть масса проектов, направленных на межкультурный диалог и дружбу между народами. Проявить себя в чём-то, найти друзей может любой. Для иногородних студентов есть три благоустроенных общежития, есть комбинат питания, который недавно стал призёром областного смотра-конкурса, столовая, буфеты, кафе.

– Нынешний год постепенно заканчивается. Как он вам?
– Для нас этот год выдался достаточно стабильным, устойчивым. Он показал, что люди по-прежнему стремятся инвестировать в знания, вкладывают деньги в детей, а это значит – в будущее. Среди самых ярких событий отмечу, конечно, X Евразийский экономический форум молодёжи. Он стал настолько мощным, что собрал представителей 72 стран и 70 регионов России. О количестве и качестве экспертов я даже не говорю, это специалисты высокого уровня. Форум стал признанной международной площадкой, на которой мы продвигаем наш университет и российское образование. Это достижение всего нашего коллектива за последнее десятилетие. Плодотворно и конструктивно в октябре у нас прошёл Уральский экономический форум, где обсуждались вопросы, связанные с переходом России к новой индустриальной модели развития. Его высоко оценил руководитель Вольного экономического общества России Сергей Бодрунов. Параллельно мы выпустили ряд актуальных научных трудов и учебных пособий, по которым будут учиться в том числе и наши студенты.
– Обычно в середине учебного года будущие абитуриенты начинают обдумывать, куда они будут поступать…
– Выбор специальности – ключевое событие в жизни любого человека, от него зависит очень многое. У нас в университете фактически круглый год проводятся дни открытых дверей. Рассказываем о правилах приёма, даём индивидуальные консультации. Последняя такая встреча состоялась 2 ноября, гостями вуза стали более 700 человек из 40 городов России. Следующий день открытых дверей пройдёт в УрГЭУ 11 января 2020 года. Приглашаю всех желающих!
Место, где растёт элита. Что, кроме диплома, даёт высшее образование
Учёба для жизни. Какую профессию выбрать, чтобы быть нужным через 20 лет
Как создать карьеру мечты. Пять советов от хэдхантера Алёны Владимирской
Будущее за «технарями»