В понедельник, 25 мая, 17 тысяч выпускников 11-х классов Среднего Урала будут сдавать первые экзамены государственной итоговой аттестации – географию и литературу. Экзаменационная пора начинается и для 24 выпускников девятых классов.
«АиФ-Урал» с помощью психолога Ольги Сельковой и уральских педагогов напоминают участникам ЕГЭ о самых распространенных ошибках, которые допускают выпускники во время подготовки экзамена и написания тестов.
1. Беспросветные занятия. Понятно, что накануне экзамена хочется объять необъятное. Но толку от занятий с утра до ночи не будет никакого, а вот переутомление будет обеспечено. Поэтому повторение материала должно чередоваться с отдыхом. Перерывы на 10-15 минут необходимо делать каждый час занятий. В эти свободные промежутки можно размяться, выполнить несложные физические упражнения, принять душ, прогуляться на свежем воздухе.
2. Кофе и энергетики. С их помощью выпускники надеются взбодриться и продлить активную мозговую деятельность, не задумываясь о том, какой удар наносят собственному здоровью. Но на искусственных стимуляторах долго не протянешь, вслед за мнимой активностью неизбежно наступит упадок сил. Это называется эффект маятника.
На самом деле во время экзаменационной поры стоит пересмотреть свой рацион питания, делая ставку на продукты, богатые витаминами и полезной глюкозой.
3. Ударная ночь. Ночь накануне экзамена выпускники посвящают усиленному повторению материала. Но, как известно, перед смертью не надышишься. Поэтому единственно, что необходимо сделать в последнюю ночь, – это хорошенько выспаться. Только в этом случае утром вы будете чувствовать прилив сил, бодрость и уверенность в собственных силах.
4. Пессимизм. Помните анекдот про пессимиста и оптимиста? «Все так плохо, хуже уже не будет!». - «Будет! Будет!». Это состояние нагнетания страстей характерно для многих выпускников и, кстати, их родителей тоже. Ужасные последствия провала, предчувствие невыполнимых задач, запоздалые замечания типа «говорил тебе, занимайся, а ты весь год бездельничал» – все это может напрочь лишить каких бы то ни было физических и моральных сил.
«Противоядие» одно – сохранять спокойствие, не паниковать и мысленно рисовать картины триумфа. Родителям же необходимо всячески поддерживать в ребенке уверенность в успехе. Даже если в изучении материала по тому или иному предмету имеются бреши, шанс на успешное прохождение экзамена есть всегда.
5. Отказ от шпаргалок. Ясно как божий день: использовать шпаргалки во время экзамена значит подвергать себя риску быть с него удаленным (прощай, ЕГЭ, до следующего года!). Но писать «шпоры» не только можно, но и нужно. Ведь что такое шпаргалка? Сжатое, тезисное изложение материала. Во время их написания у ребенка работает зрительная и моторная память, что улучшает процесс запоминания. Поэтому «шпоры» пишем, но оставляем их дома.
6. Легкое на потом. Весьма распространенная ошибка выпускников – начинать выполнять задания теста с самых трудных. Вопросы, вызывающие затруднения, отнимают немало времени. Кроме того, могут вызвать нервозность, беспокойство: «а вдруг не успею!». Поэтому педагоги рекомендуют начинать выполнять тестовые задания с самых легких, в знании которых ты не сомневаешься. Успешные ответы на вопросы помогут успокоиться, набраться уверенности, войти в рабочий ритм.
Отвечая на вопрос, думай только о текущем задании, забудь о том, что было в предыдущем, особенно если оно на первый взгляд кажется не по зубам. Специалисты утверждают также, что многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.