Примерное время чтения: 11 минут
485

«Честность дети ценят». Заслуженный педагог России о воспитании Человека

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. «АиФ-Урал» 30/10/2019

«АиФ-Урал» начинает проект «Большая перемена», в рамках которого наши читатели познакомятся с педагогами, чьё отношение к своему служению, преданность детям и творческий подход к одной из самых гуманных профессий составляют славу образования Среднего Урала.

«Моя душа настроена на то, чтобы работать в команде с детьми, у которых вся жизнь впереди и у которых так много свежих, интересных идей», – говорит преподаватель математики лицея №110 Екатеринбурга, заслуженный учитель России Наталья Токмакова.

Высокая планка

– Наталья Васильевна, у нас почему-то принято ругать каждое новое поколение. Нынешнему, например, вменяются равнодушие и неспособность к эмпатии.

– Нет-нет-нет, дети сейчас замечательные, тонко чувствующие. Бывает, придёшь в не лучшей форме (учителя ведь тоже люди), скажешь: «Ребята, мне очень нужен позитив», и всё – они активно работают на уроке, выходят к доске, пластаются, словом, делают всё, чтобы мне его подарить. Быть учителем – это такая ответственность, но это и невероятное счастье! Если не заигрывать с детьми, а быть честной – получается всё. Конечно, бывают осечки, например, вдруг тема не пошла, но, значит, это я что-то не так сделала. Тогда я ищу другие формы, подходы. Люблю, когда дети задают мне вопросы, умеют это делать, когда идёт обмен информацией. Но я считаю, что и учитель должен быть деликатным, ведь мы не знаем, может быть, у ребёнка дома неурядицы, или у него плохое настроение, или он элементарно устал, ведь сегодня подростки изрядно загружены. У них сегодня столько эмоциональных проблем!

Информационное поле широчайшее – и не всегда позитивное, жизненных провокаций множество, ребёнок вообще может потеряться. И тут мы с уроками – «ты обязан», «ты должен». Двадцать предметов, и всем учителям ты «должен», «обязан», а ведь хочется и погулять, и фильм посмотреть. Это многих разрушает. Но выход есть – направить ребёнка на позитив. Словом, детей надо беречь, с ними надо быть очень аккуратными, но при этом, безусловно, нельзя терять своё достоинство.

Я с возрастом стала мудрее… Иногда чувствую – сейчас взорвусь (я очень эмоциональный человек), говорю ребятам: «Две минуты работаем самостоятельно», выхожу, делаю круг с четвёртого этажа на первый и обратно, возвращаюсь в кабинет: «Продолжаем». Бывает, понимаю, что слишком нажала на ребёнка, – страдаю от этого, но могу написать ему эсэмэску или позвонить, сказать доброе слово. Честность дети ценят.

– Ученики никогда не задавали вам вопрос: «Зачем нам математика?»

– Никогда. Мне повезло, они приходят ко мне с восьмого класса. А мотивация… Я всегда говорю детям: «Неважно, куда вы поступите, главное в этой жизни – состояться». Когда человек «искрит», у него всё получится, поэтому не надо скромничать в целях, надо ставить себе высокую планку. Скажем, к тому же домашнему заданию по математике может быть разный подход. Или с посылом «опять эта долбаная математика», или как директор концерна, которому нужно решить важную задачу, а время ограниченно. И «директора концерна», поверьте, получают от выполнения домашнего задания удовольствие. Я сама всю жизнь учусь – это увлекательно!

– Учитесь в широком смысле слова?

– В том числе. Понимаете, я люблю эту жизнь, люблю детей, «стодесятку», уважаемых коллег, особенно молодых – они невероятные, иногда думаешь, откуда эти вчерашние мальчики и девочки столько знают?! (Хотя, понимаю, да, сегодня такое широкое информационное поле.) В нашей жизни всегда есть чему и у кого учиться. Скажем, в 61 год я начала заниматься кунг-фу, езжу в Таиланд, сдаю экзамены. Мне кажется, учитель должен быть неутомим, активен, если хотите, жаден до жизни – это мотивирует учеников. Как мотивируют их и успехи сверст­ников.

То, что даром, развращает

– Тут вам, знаю, есть чем похвастаться.

– Шесть моих учеников получили премию Президента, в 2008 году в Тайване, где было представлено 29 работ со всего мира, мы взяли главную награду, мои дети представляли Россию в Китае, в Люксембурге, в Польше, на соревнованиях Евросоюза, моя девочка делала доклад по математике на молодёжном форуме, который проходил в рамках вручения Нобелевских премий… Можно продолжать и продолжать. И это результат работы математического клуба, который я создала 20 лет назад. За это время мы с ребятами представили около пятисот творческих работ, из них 80% успешных, призовых.

– В основе математического успеха – талант или труд?

– Талант, помноженный на труд, в атмосфере математического клуба. Но мы делаем не только математические проекты, это и информатика, физика, инженерное дело. Понятно, что мне приходится много читать. Но главное, что я никогда не делаю проекты за детей.

Я вам больше скажу, сегодня дети во многих вопросах ориентируются лучше, чем я, знают много больше меня. Был у меня мальчишка – автор лучшей в России работы по информатике. Я не программирую, не знаю этого предмета, но ему от меня нужна была структура и методика, а это я знаю. Можно сказать, что в проектах я веду ребят как тьютор.

Безусловно, мне приятно, что мои заслуги отмечены, но у меня нет самоцели «и на груди его могучей одна медаль висела кучей». Мне порой говорят, мол, с вашим образованием (я окончила два вуза), опытом вы могли бы работать завучем, директором школы. Формально – да, а внутренне – нет. Моя душа настроена на то, чтобы работать в команде с детьми, у которых вся жизнь впереди и у которых так много свежих, интересных идей. Мой позитив позволяет и им стартовать, и мне не закисать. Ребята меня иногда спрашивают: «У вас бывают депрессии?» Честно отвечаю, да, минут 15, на более продолжительные депрессии у меня нет времени.

Конечно, мне помогает семья – муж, сыновья, внуки. Та любовь, нежность и забота, которую они мне дают, дорогого стоят.

– У вас так горят глаза, когда вы о детях говорите, будто каждый из них «искрит», будто каждый талантлив.

– Так и есть. Не встречала ни одного ни на что «не годного» ребёнка. Другое дело, его нужно зацепить, чтобы он себя проявил. Но тут очень тонкая грань между «помочь» и «сделать за него», между «заработать оценку» и «подарить оценку». Как говорят японцы, всё, что мы даём даром, развращает – это правда. Атмосфера нашего математического клуба позволяет детям реализоваться. Причём не обязательно в математике. У меня был мальчик, который, когда пришёл ко мне в восьмом классе, имел по математике балл «ближе к четвёрке». В девятом он стал президентом математического клуба. Удивительный ребёнок! Помню, мы собирались с детьми на форум в Гагры, готовили проекты, он приходит недели за две до отъезда: «Можно я тоже проект сделаю?» Говорю: «Конечно, а что ты умеешь? – «Я могу собрать любого робота. Недавно собрал квадрокоптер». – «Отлично, по нему и напишем». – «Но я не умею писать проект». Посадила рядышком: я ему вопрос, он мне ответ – быстро набрала ему три страницы в той структуре, которая нужна. В общем, Паша привёз из Абхазии «Философский камень» и первое место. После чего пришёл ко мне в клуб. Математика ему давалась непросто, но он так работал руками! Представьте себе, в девятом классе я его попросила сделать додекаэдр, он купил детали для 3D-принтера, собрал его и напечатал мне этот додекаэдр. Я, извините, обалдела! А потом он разработал прибор для развития нейронных связей у детей с ограниченными возможностями, представлял его на российском форуме «Шаг в будущее», на ЭКСПО в Польше.

То есть парень раскрылся! И это только один пример. Меня как-то девочка спрашивает: «Я дура, раз не понимаю математику?» Отвечаю: «А я не пою, у меня нет музыкальной памяти, значит ли это, что я дура?» Понимаете, у каждого своя ниша в этой жизни. И наша задача – помочь ребёнку её найти. Но найти именно свою нишу, не пытаясь, как делают некоторые родители, воплотить в ребёнке личные нереализованные мечты.

Вообще не «бабушка»

– Вас может что-то расстроить?

– Конечно, я же живая, мне тоже бывает трудно, я иногда не высыпаюсь, бывает, реву, страдаю от каких-то своих поступков. Больше всего меня расстраивает, когда я бываю несдержанной. Вообще-то я себя контролирую, но, бывает, в силу своего темперамента и неуёмной энергии выхожу из берегов. Но аналитический склад ума позволяет мне с честью, с достоинством выходить из любой ситуации. И с детьми удаётся находить общий язык, проблема отцов и детей – это не моя история.

И потом… вроде я «бабушка», но я объездила полмира, занимаюсь спортом, профессиональна у доски – вообще не «бабушка». А когда дети видят рядом с собой живого активного человека со всеми его достоинствами и недостатками, они ему верят.

«Вроде я «бабушка», но я объездила полмира, занимаюсь спортом, профессиональна у доски – вообще не «бабушка». А когда дети видят рядом с собой живого активного человека со всеми его достоинствами и недостатками, они ему верят».
Фото: Предоставлено организаторами

Бывает, что и я воспитываю ребёнка, но делаю это один на один и завтра уже об этом помнить не буду. Нельзя унижать достоинство человека (а это очень тонкая грань) ни при каких обстоятельствах, никто на это не имеет права. Я сама этого не терплю, и если кто-то начинает на меня кричать, говорить мне что-то непотребное, то я просто разворачиваюсь и ухожу, и мне всё равно, кто передо мной в тот момент. Всегда такой была, за что меня и «лупили».

– Вам комфортно в нынешней системе образования?

– Вполне. Единственное, что удручает, это отношение некоторых (не всех) родителей к учителю как к обслуживающему персоналу. Я же считаю, что учитель – это даже не профессия, это служение людям, в самом высоком смысле этого слова.

ДОСЬЕ
Наталья Токмакова – заслуженный учитель России, почётный работник образования России, обладатель международных и российских грантов, учитель-новатор. Награждена почётным знаком «За заслуги перед городом Екатеринбургом».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах