aif.ru counter
1504

Всё зло от... мультиков. Опасна ли японская анимация для подростков

Родителей Екатеринбурга предостерегли о воздействии аниме – подробности в материале URAL.AIF.RU.

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

В нескольких школах уральской столицы на прошлой неделе состоялись лекции для родителей, имеющих детей старше 12 лет, на тему деструктивных молодёжных субкультур и скрытой опасности Интернета. Корнем всех бед для детей, по мнению специалиста, прибывшего из Казани, являются японские анимационные фильмы.

От «аниме» до «колумбайна»

«Гастроли» лектора проходили в течение нескольких дней по всей Свердловской области, но основной площадкой для встречи с родителями стала столица Урала. Валерий Горшунов является старшим научным сотрудником Академии наук Татарстана и позиционирует себя как специалист в области радикальных и деструктивных субкультур. Но вместо диалога о скрытой во всемирной паутине информации о тех же неонацистах речь зашла об опасности аниме-сериалов (японская анимация с характерной отрисовкой персонажей и фонов. – Ред.). Впрочем, эта тема была заявлена изначально – «Первичная деструктивная субкульутра «Аниме». Историю и полученные впечатления от встречи с экспертом вынесли на общественное обсуждение. Именно так поступила екатеринбурженка Ольга Ананьева, спросившая у подписчиков мнение об услышанной на лекции информации.

Как рассказывает женщина, аниме-сериалы были представлены перед родителями исключительно в негативном смысле, суть которого сводится к тому, что подростки воспринимают сюжеты анимационных фильмов через так называемые «образы-закладки». Кроме того, эксперт привёл в пример понятие из психологии – «импринтинг», то есть запечатление, копирование образа через визуальную картинку.

Дальше больше. Например, одним из ярких образов в аниме является «крыша», которая притягивает героев фильмов и где они находятся на краю небоскрёба в опасной близости от манящей высоты. Следствием этого становится желание детей заниматься руфингом (лазание по крышам домов и высотных зданий. – Ред.). Другой образ-закладка – красивые героини в крови, часто встречающиеся в сюжетах аниме-сериалов. Их появление образовало особую субкультуру «шрамов» – подростки в социальных сетях выкладывают фотографии с реальными кровавыми порезами на руках и теле. Ещё одно из последствий – так называемые косплей-игры (переодевание и примерка на себе образов героев, которые не всегда относятся к аниме-индустрии. – Ред.). По мнению Валерия Горшунова, из-за этого у детей ломается и типичное гендерное поведение.

На двухчасовой лекции речь зашла о суицидальном поведении подростков, а затем и о совсем страшных последствиях в виде массовых убийств, вроде того, что случилось в 2018 году в Керчи. Лектор напомнил и о похожем случае в американской школе «Колумбайн», где двое подростков расстреляли десятки человек. «У меня даже голова заболела. А до этих субкультур вначале ещё про ДТП было, с видеороликами тяжелыми. Через два часа дошли до «Колумбайна». Всем уже было не по себе, так что по этой теме прошлись быстро, хотя она не менее ужасная», - подытожила впечатление Ольга Ананьева.

Анимация или среда?

Призыв к обсуждению не остался незамеченным, и многие из взрослых комментаторов сами признались в любви к японским мультфильмам, а те, у кого есть дети, остались удивлены проведением подобного рода бесед в школах. «Мне кажется, такие вещи необходимо фильтровать на уровне руководства школы, прежде чем выступать. Информация должна подаваться взвешенно. Со стороны эта лекция выглядит как минимум странно», - считает мама девочки-подростка Светлана Толмачева, которая вспомнила в комментариях под постом о мультфильме «Малыш и Карлсон» с другим набором «закладок»: крыша, лишний вес и несовершеннолетние друзья. Безусловно, подписчики вспомнили и советские мультфильмы «Ну, погоди!» и «Ёжик в тумане».

Методологией казанского лектора была удивлена и психолог Оксана Собина. Её особенно заинтересовал психологический термин «импринтинг», автором которого является австрийский зоолог и зоопсихолог Конрад Лоренц – один из основоположников этологии, науки о поведении животных. «Не понимаю, как импринтинг может быть связан с подростками и влиянием аниме. Речь идёт о разных вещах. В России действительно существует субкультура комиксов, к ним относится и аниме. Это молодёжное течение, которое не так популярно, но набирает обороты. Вообще же, это прежде всего серьёзное изобразительное искусство», - считает Оксана Собина.

По словам психолога, в ее работе приходится часто говорить о жестокости в подростковой среде, но основными причинами являются совершенно другие факторы. «В формировании личности в первую очередь оказывает влияние внешняя среда. Подросткам, прежде чем совершить поступок, необходима основа, опора, их интерпретация увиденного, и в этом они зависимы от собственного культурно-образовательного уровня. Можно ли смотреть «плохое» кино? Фильмы, запрещенные в широком прокате, обычно имеют глубокий смысл, пусть и состоят из нецензурных слов. Но в них представлена негативная сторона жизни, поднимаются вопросы, чего не нужно делать и к чему это приводит. Искусство – сложная вещь. Как и аниме – увидеть историю в картинках и понять ее», - говорит психолог.

В 4 школах
Екатеринбурга прошли лекции об опасности аниме.

Родительский контроль

Опрошенные эксперты полагают, что правильным было бы не запугивание родителей, а правильный подход школьного учителя по литературе к своим воспитанникам. Именно педагог мог бы на примере неудачного и хорошего аниме-фильма разобрать с учениками все стороны. «От этого было бы гораздо больше пользы, чем лекция специалиста по субкультурам. Дело в том, что увлеченные аниме подростки подобные лекции сразу воспримут в штыки, а те, кому это искусство не интересно, не захотят ничего слушать на эту тему», - заключает Оксана Собина.

В Департаменте образования администрации Екатеринбурга подтверждают, что в екатеринбургских школах действительно прошли лекции специалиста, приглашённого из Казани. Однако эти мероприятия не согласовывались с руководством образовательного ведомства города – директора учреждений, как правило, сами выбирают темы для лекций и приглашают экспертов. «Необходимо подчеркнуть, что лекция ни в коем случае не была посвящена опасности аниме для подростков. Речь шла о скрытых угрозах для детей в Интернете, а тема «Аниме» была лишь частью этой беседы. В последнее время наблюдаются случаи агрессии среди школьников, и такие лекции входят в комплекс профилактических мероприятий: со школами также работают и сотрудники ГИБДД, и МЧС, и многие другие организации», - добавляет специалист Управления образования Екатеринбурга Екатерина Катыхина.

К слову, по окончании мероприятия эксперт Валерий Горшунов, заставив родителей серьёзно понервничать, предложил несколько простых правил в общении с детьми: 1) создать школьное или студенческое братство, 2) не покупать детям смартфоны до 3-го класса, 3) не оставлять детей наедине с компьютером, телефоном или планшетом и 4) контролировать, что смотрит ребёнок.

КСТАТИ
Одним из ярких проявлений импринтинга (запечатления) является опыт Конрада Лоренца на серых гусях. Первым, что видели новорожденные подопытные, вылупившись из яйца, было лицо учёного – память запечатлевала, что это «мама». Впоследствии они всюду следовали за Лоренцом, как за матерью-гусыней.



Материал подготовлен: АиФ-Урал

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Урал лето украл. Как пройдут последние выходные августа?
  2. Источник заразы. Как избежать контакта с паразитами в еде?
  3. Как построить несокрушимую компанию? Семинар Ицхака Адизеса в Екатеринбурге
  4. Опасный сезон. Как не отравиться лесными грибами?

Самое интересное в регионах
Роскачество