В нескольких школах уральской столицы на прошлой неделе состоялись лекции для родителей, имеющих детей старше 12 лет, на тему деструктивных молодёжных субкультур и скрытой опасности Интернета. Корнем всех бед для детей, по мнению специалиста, прибывшего из Казани, являются японские анимационные фильмы.
От «аниме» до «колумбайна»
«Гастроли» лектора проходили в течение нескольких дней по всей Свердловской области, но основной площадкой для встречи с родителями стала столица Урала. Валерий Горшунов является старшим научным сотрудником Академии наук Татарстана и позиционирует себя как специалист в области радикальных и деструктивных субкультур. Но вместо диалога о скрытой во всемирной паутине информации о тех же неонацистах речь зашла об опасности аниме-сериалов (японская анимация с характерной отрисовкой персонажей и фонов. – Ред.). Впрочем, эта тема была заявлена изначально – «Первичная деструктивная субкульутра «Аниме». Историю и полученные впечатления от встречи с экспертом вынесли на общественное обсуждение. Именно так поступила екатеринбурженка Ольга Ананьева, спросившая у подписчиков мнение об услышанной на лекции информации.
Как рассказывает женщина, аниме-сериалы были представлены перед родителями исключительно в негативном смысле, суть которого сводится к тому, что подростки воспринимают сюжеты анимационных фильмов через так называемые «образы-закладки». Кроме того, эксперт привёл в пример понятие из психологии – «импринтинг», то есть запечатление, копирование образа через визуальную картинку.
Дальше больше. Например, одним из ярких образов в аниме является «крыша», которая притягивает героев фильмов и где они находятся на краю небоскрёба в опасной близости от манящей высоты. Следствием этого становится желание детей заниматься руфингом (лазание по крышам домов и высотных зданий. – Ред.). Другой образ-закладка – красивые героини в крови, часто встречающиеся в сюжетах аниме-сериалов. Их появление образовало особую субкультуру «шрамов» – подростки в социальных сетях выкладывают фотографии с реальными кровавыми порезами на руках и теле. Ещё одно из последствий – так называемые косплей-игры (переодевание и примерка на себе образов героев, которые не всегда относятся к аниме-индустрии. – Ред.). По мнению Валерия Горшунова, из-за этого у детей ломается и типичное гендерное поведение.
На двухчасовой лекции речь зашла о суицидальном поведении подростков, а затем и о совсем страшных последствиях в виде массовых убийств, вроде того, что случилось в 2018 году в Керчи. Лектор напомнил и о похожем случае в американской школе «Колумбайн», где двое подростков расстреляли десятки человек. «У меня даже голова заболела. А до этих субкультур вначале ещё про ДТП было, с видеороликами тяжелыми. Через два часа дошли до «Колумбайна». Всем уже было не по себе, так что по этой теме прошлись быстро, хотя она не менее ужасная», - подытожила впечатление Ольга Ананьева.
Анимация или среда?
Призыв к обсуждению не остался незамеченным, и многие из взрослых комментаторов сами признались в любви к японским мультфильмам, а те, у кого есть дети, остались удивлены проведением подобного рода бесед в школах. «Мне кажется, такие вещи необходимо фильтровать на уровне руководства школы, прежде чем выступать. Информация должна подаваться взвешенно. Со стороны эта лекция выглядит как минимум странно», - считает мама девочки-подростка Светлана Толмачева, которая вспомнила в комментариях под постом о мультфильме «Малыш и Карлсон» с другим набором «закладок»: крыша, лишний вес и несовершеннолетние друзья. Безусловно, подписчики вспомнили и советские мультфильмы «Ну, погоди!» и «Ёжик в тумане».
Методологией казанского лектора была удивлена и психолог Оксана Собина. Её особенно заинтересовал психологический термин «импринтинг», автором которого является австрийский зоолог и зоопсихолог Конрад Лоренц – один из основоположников этологии, науки о поведении животных. «Не понимаю, как импринтинг может быть связан с подростками и влиянием аниме. Речь идёт о разных вещах. В России действительно существует субкультура комиксов, к ним относится и аниме. Это молодёжное течение, которое не так популярно, но набирает обороты. Вообще же, это прежде всего серьёзное изобразительное искусство», - считает Оксана Собина.
По словам психолога, в ее работе приходится часто говорить о жестокости в подростковой среде, но основными причинами являются совершенно другие факторы. «В формировании личности в первую очередь оказывает влияние внешняя среда. Подросткам, прежде чем совершить поступок, необходима основа, опора, их интерпретация увиденного, и в этом они зависимы от собственного культурно-образовательного уровня. Можно ли смотреть «плохое» кино? Фильмы, запрещенные в широком прокате, обычно имеют глубокий смысл, пусть и состоят из нецензурных слов. Но в них представлена негативная сторона жизни, поднимаются вопросы, чего не нужно делать и к чему это приводит. Искусство – сложная вещь. Как и аниме – увидеть историю в картинках и понять ее», - говорит психолог.
Родительский контроль
Опрошенные эксперты полагают, что правильным было бы не запугивание родителей, а правильный подход школьного учителя по литературе к своим воспитанникам. Именно педагог мог бы на примере неудачного и хорошего аниме-фильма разобрать с учениками все стороны. «От этого было бы гораздо больше пользы, чем лекция специалиста по субкультурам. Дело в том, что увлеченные аниме подростки подобные лекции сразу воспримут в штыки, а те, кому это искусство не интересно, не захотят ничего слушать на эту тему», - заключает Оксана Собина.
В Департаменте образования администрации Екатеринбурга подтверждают, что в екатеринбургских школах действительно прошли лекции специалиста, приглашённого из Казани. Однако эти мероприятия не согласовывались с руководством образовательного ведомства города – директора учреждений, как правило, сами выбирают темы для лекций и приглашают экспертов. «Необходимо подчеркнуть, что лекция ни в коем случае не была посвящена опасности аниме для подростков. Речь шла о скрытых угрозах для детей в Интернете, а тема «Аниме» была лишь частью этой беседы. В последнее время наблюдаются случаи агрессии среди школьников, и такие лекции входят в комплекс профилактических мероприятий: со школами также работают и сотрудники ГИБДД, и МЧС, и многие другие организации», - добавляет специалист Управления образования Екатеринбурга Екатерина Катыхина.
К слову, по окончании мероприятия эксперт Валерий Горшунов, заставив родителей серьёзно понервничать, предложил несколько простых правил в общении с детьми: 1) создать школьное или студенческое братство, 2) не покупать детям смартфоны до 3-го класса, 3) не оставлять детей наедине с компьютером, телефоном или планшетом и 4) контролировать, что смотрит ребёнок.