2745

Помнить всё. Длительная депрессия может привести к потере памяти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. «АиФ-Урал» 22/01/2020

Нарушение когнитивных функций, в том числе памяти, – это не только возрастная проблема. Об этом, в частности, мы говорим с заведующим отделением медицинской реабилитации ЦГКБ №6 Валентином Баженовым.

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Валентин Александрович, в вашем отделении работает «Кабинет памяти». Кто становится его пациентом?

Валентин Баженов: Память – это высшая психическая функция, которая локализуется главным образом в височных отделах головного мозга. Как когнитивная функция память не может рассматриваться отдельно от узнавания, программы действий, мышления, счёта, речи, слуха, интеллекта, внимания. Именно поэтому всё это вместе у нас включается в программу диагностики нарушения памяти, и, когда у пациента появляются какие бы то ни было отклонения в этих функциях, мы ставим диагноз «нарушение памяти».

Наши специалисты – нейропсихологи – имеют профильное образование по программе «нейропсихология». Когда человек просто приходит с жалобами «у меня страдает краткосрочная память», «я перестал узнавать предметы» и так далее, они определяют, какое нарушение когнитивной функции имеется, и могут сделать заключение, поставить диагноз. Иными словами, не значит, что в «Кабинет памяти» обращаются исключительно те, кто потерял память.

– Как понять, что пришло время обратиться к специалистам?

– Допустим, человеку в магазине должны были сдать тысячу рублей, а сдали сто, но он этого не понял. Или человек начал теряться в окружающей обстановке, может быть, слышать какие-то глосса, звуки, видеть то, чего нет. Человек может не узнавать предметы, ему, например, говорят: «Возьми телефон», а он спрашивает: «Где он?», хотя телефон лежит перед глазами. Всё это есть проявление нарушений.

– То есть то, что вызывает дискомфорт и влияет на качество жизни? Ведь эти признаки могут быть в стёртой форме, все мы периодически бываем рассеянны.

– Объясню на примере. Не так давно к нам обратилась пациентка со следующими жалобами: ей было трудно сосредоточиться, были проблемы с краткосрочной памятью, ей было трудно понять, что от неё хотят, когда говорят два человека… И это всё, разумеется, мешало ей в работе, в том числе с клиентами. Мы провели диагностику – расширенное нейропсихологическое обследование – и обнаружили, что истинных нарушений когнитивных функций нет, а всё, что её беспокоило, обусловлено затянувшимся латентным депрессивным состоянием. Дело в том, что в нашем мозге есть такая структура, как лимбическая система, где выделяются медиаторы. И если этих медиаторов, вследствие тяжёлого, длительного, напряжённого психологического состояния, начинает выделяться мало, это сказывается в том числе на концентрации внимания.

– Нарушения когнитивных функций, в том числе памяти, не обязательно связаны с почтенным возрастом?

– Совершенно верно. Факторов риска немало. Это и, как уже говорили, депрессия, и перенесённые инфаркт, инсульт, черепно-мозговые травмы, менингиты, и опухоли головного мозга, и хронические нарушения мозгового нарушения, вызванные сахарным диабетом, гипертонией, и психические заболевания. Заторможенность когнитивных функций может быть вызвана и острым стрессом, поскольку он опять же влияет на лимбическую структуру.

Признаки нарушения памяти
1. Ухудшение памяти на текущие или прошедшие события (имена, лица знакомых людей). 2. Рассеянность (неуверенность в своих действиях). 3. Затруднения при выполнении привычных бытовых действий. 4. Речевые проблемы (неспособность согласовать предложения в обычной речи, трудности с подбором слов). 5. Нарушение ориентирования на местности, в транспорте. 6. Нарушение мышления. 7. Угнетённое настроение, снижение круга интересов или чувство чрезмерного напряжения, раздражительность. 8. Изменение поведения.

Надо понимать, что есть норма, а есть патология. И нужно разбираться, снижение памяти на бытовом уровне – это норма, потому что я перенёс стресс, стал менее социально и физически активен? Или это всё же начинающаяся патология? Чтобы ответить на эти вопросы, и нужно обратиться к специалистам «Кабинета памяти».

– Нарушения когнитивных функций – обратимый процесс?

– Чаще всего да. Но если это вызвано органической патологией (скажем, инсульт или травма), то мы говорим об обратимости с точки зрения реабилитации – обучения новых клеточек новым функциям. В том же случае, когда нарушения произошли, скажем, вследствие острого стресса, в структуре головного мозга не произошло катастрофических изменений и состояние не переросло в «психиатрию», речь идёт о стопроцентной обратимости. Но это длительный процесс.

Если когнитивные нарушения связаны с возрастными изменениями, этим занимаются гериатры, и речь здесь идёт об адаптации того, что есть, удерживании (в том числе с лекарственной поддержкой) когнитивных функций на том уровне, который есть – чтобы не стало хуже. Случай «возраст плюс патология» – вопрос реабилитации и возможности частично вернуть те функции, которые были утрачены. Словом, важно разграничивать – утрата когнитивных функций произошла вследствие заболевания или вследствие психоэмоционального состояния? А для этого нужно проходить специальное обследование, ведь длительное нахождение в тяжёлом латентном психоэмоциональном состоянии может привести к болезни.

– Исходя из результатов обследования назначается лечение?

– Безусловно, лечение и индивидуальная программа реабилитации. Универсального метода реабилитации нет, нет «волшебной таблетки», всё очень индивидуально.

Формула здоровья:

  • 9 тысяч шагов
  • 8 часов сна
  • 7 стаканов воды
  • 6 минут медитации
  • 5 фруктов/овощей
  • 4 перерыва на отдых
  • 3 приёма пищи
  • 2 часа без гаджетов перед сном
  • 1 занятие спортом

В сутки!

Проверь себя

Оцените ответ: 0 – никогда1 – редко2 – иногда3 – часто4 – очень часто.

  1. Я забываю номера телефонов.
  2. Я забываю, что и куда положил.
  3. Оторвавшись от книги, не могу найти место, которое читал.
  4. Мне нужно составить список дел, чтобы ничего не забыть.
  5. Я забываю о назначенных встречах.
  6. Я забываю, что планировал сделать по дороге домой.
  7. Я забываю имена старых знакомых.
  8. Мне трудно сосредоточиться.
  9. Мне трудно пересказать содержание телепередачи.
  10. Я не узнаю знакомых людей.
  11. Мне трудно вникнуть в смысл того, что говорят окружающие.
  12. Я быстро забываю имена людей, с которыми знакомлюсь.
  13. Я забываю, какой сегодня день недели.
  14. Когда кто-то говорит, я не могу сосредоточиться.
  15. Я перепроверяю, закрыл ли дверь и выключил ли плиту.
  16. Я пишу с ошибками.
  17. Я легко отвлекаюсь.
  18. Перед новым делом меня нужно проинструктировать несколько раз.
  19. Мне трудно сосредоточиться, когда я читаю.
  20. Я тут же забываю, что мне сказали.
  21. Мне трудно принять решение.
  22. Я делаю всё очень медленно.
  23. Моя голова бывает пустой.
  24. Я забываю, какое сегодня число.

Сложите баллы. Если сумма выше 42 – вам стоит обратиться к нейропсихологу.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах