Началось все в Тобольско-Тюменской епархии, где православный врач Татьяна Плесовских с коллегами нашли древний монастырский рецепт тополино-осинового масла. Много воды утекло, много молитв было произнесено, много испытаний было проведено, прежде чем у врачей получилось то, что надо. А потом стали делать сборы: женский, детский, монастырский разнотравный чай… С тех пор десять лет минуло, Татьяна уже в Екатеринбургской епархии служит, а про те сборы люди у нее до сих пор спрашивают.
Монастырские рецепты в уральской православной аптеке — до сих пор основа многих масел, мазей, настоек. Чтобы восстановить рецепт в полном виде, приходиться порой в архивах нескольких монастырей поработать.
— В прошлом году мы отыскали «масло Ермака», его монахи в отряде готовили, — рассказывает Татьяна. — Оно восстанавливает силы, оздоравливая все внутренние органы. Представляете, это масло в отряде особо охраняли и в случае опасности спасали в первую очередь. Ингредиенты все доступны и сегодня — это травы, корни, ягоды.
Кстати, все ингредиенты для своих лечебных и профилактических средств сотрудники аптеки собирают сами. Не абы где, а в экологически чистых местах. Причем собирают с учетом самых крошечных нюансов. Скажем, ждут, когда из тополиных почек первая капелька выступит или когда белая сирень только-только начинает расцветать (когда бутон раскрывается, цветок уже такой лечебной силы не имеет).
— Караулим! — улыбается Татьяна. — Конечно, вести сбор — это сумасшедший труд, мирские люди, не верующие, такой нагрузки не выдерживают.
Несмотря на то, что сегодня в православной аптеке используют не только наследие монахов, неизменным остается одно — здесь ориентируются исключительно на силы природы. И осину с того, первого, рецепта включают в большинство мазей и масел. Она и иммунную систему поддерживает (что важно в любое время года, а весной особенно), и внутренний грибок убивает, и вирусы уничтожает. Благодаря тополино-осиновому маслу, например, в Александро-Невском приходе период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом вообще не почувствовали.