Примерное время чтения: 11 минут
1599

Бомжи и беспризорные замерзают!

Фото:

Как «Отче наш»

Людка и Серега (простите, так и представились) регулярно столуются у контейнеров в одном из дворов в квадрате улиц Малышева – Мичурина – Восточная. Разводят костер, усаживаются вокруг и трапезничают.

– Главное, прийти попозже, когда хозяева гаражей по домам сваливают: боятся за добро – гоняют, – рассказывают они. – А мы че? Мы огонь тушим, снежком забрасываем.

В «свободном полете» семья («мы в гражданском браке, так сказать, пребываем») живет уже четыре года. Сошлись на вокзале в Сухом Логу, оба вышли из мест не столь отдаленных. Мотнулись было к Людмилиной сестре в Камышлов, но та «родственников» на порог не пустила и предъявила документ, согласно которому после смерти родителей стала полновластной хозяйкой крохотной «двушки». Сегодня парочка уже «оседать» и не хочет – мы, говорят, свободные люди. В теплое время года они кочуют по области – там дров подрубят, там землю покопают – глядишь, на еду хватает. Зимой перебираются в Екатеринбург – здесь хлебно. Живут в подвале дома на Восточной вот уже второй месяц. На помойке пара ужинает. Днем здесь делать нечего, контейнеры полупустые, да и обед они получают полноценный в благотворительной столовой. «Из трех блюд», – хвастаются.

Этот адрес – ул. Бебеля, 166 – бомжи областного центра знают, как «Отче наш». Ежедневно здесь для всех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, накрывают столы: суп, второе, хлеб, напиток и булочка. К трапезной и без того всегда очереди, а в лютые морозы тем более.

– Как известно, мы обслуживаем по талонам (многодетные семьи, малоимущие пенсионеры и т.д.) и в порядке живой очереди, – рассказывает заведующая благотворительной столовой Наталья Овчинникова. – Ежедневно через нас проходит более пятисот «уличных» людей. Обеды всегда горячие, так что все могут в холода здесь обогреться.

Трижды в неделю (понедельник, среда, пятница) у столовой дежурит «автобус милосердия» Екатеринбургской епархии, а ночью он принимает бомжей возле железнодорожного вокзала.

– Морозы для нас горячее время, – говорит руководитель службы помощи бездомным отец Владимир (Первушин). – Резкое понижение температуры воздуха произошло только вчера, поэтому пока мы на себе его не ощутили. Думаю, завтра работы уже будет много. Как показывает опыт прошлых лет, к нашим медикам бездомные обращаются в морозы в основном с обморожениями и ожогами. А что удивительного? Они разводят костры, дремлют нетрезвые около них – вот и ожог. Наши медики оценивают степень поражения. В каких-то случаях обрабатывают места обморожения или ожога, накладывают повязки. А когда наблюдается уже некроз ткани, конечно, вызывают скорую помощь. Замечу, года четыре назад мы со скрипом сотрудничали со «скорой». Сегодня такой проблемы нет. На наши вызовы выезжают безоговорочно, и бездомные от их услуг не отказываются. Они же не глупые, понимают, что тяжелые случаи чреваты серьезными проблемами, вплоть до ампутации. Кроме медицинской помощи, в нашем автобусе замерзающие люди получают горячее питание и теплую одежду.

Кстати, по словам отца Владимира, живут подопечные «автобуса милосердия» в основном в подвалах домов и в теплотрассах. «Вон на Шефской, на Новгородцевой к теплотрассам даже тропинки протоптаны, – говорит он. – Слава Богу, у нас не как в Москве, где все перекрыто. Потому и обмороженных бездомных много меньше».

Нужны вещи!

С наступлением морозов бомжи массово пошли за теплой одеждой и в Ново-Тихвинский монастырь, где ее можно получить абсолютно бесплатно.

– Сразу почувствовали: морозы настали, – говорит руководитель социального отдела обители Ирина Свистунова. – Люди идут и идут. Замерзшие приходят, с ранами, с ожогами, которые в теплотрассах получили. Мы хоть и не медики, а обрабатываем ранки, перевязываем. Только у нас проблема, в решении которой требуется помощь горожан. Мы же принимаем одежду от жителей Екатеринбурга, которую потом раздаем. Но несут, например, босоножки… Они бомжа не согреют! А к нам мужики идут замерзшие. Поэтому нам ПОЗАРЕЗ нужны теплые мужские вещи: носки, варежки, штаны, кальсоны и так далее. Холода грянули, бомжи к нам пошли вереницей, надо одеть их, бедолаг.

С сотрудниками отдела обители бездомные мужики, понятно, нередко делятся подробностями своей неприкаянной жизни. Рассказывают, где обитают в морозы. Вот два «новеньких» рассказали, что ночуют в подъезде одного из домов возле Южного автовокзала. Благо дом не из «последнего поколения» и живут в нем в основном сердобольные старушки, которые не только не гонят непрошеных соседей, но и подкармливают. «У них к нам одно требование – не ссать в подъезде», – рассказывают мужики.

Крепкий минус вынуждает бомжей искать любые пути обогрева. Многие в студеное время не гнушаются и работой, тем более если к ней прилагается крыша над головой. Два первых холодных дня значительно увеличили число клиентов бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию.

– У меня караул! Просто караул! – не сдерживает эмоций руководитель бюро Юрий Потапенко. – Позавчера – 16 человек, вчера – 12 человек, сегодня с утра уже 8! Пришлось моим постоянным потесниться. Вот проблема еще – после праздников работы пока немного. Выпускаю «сменами»: сегодня одни, завтра  – другие. Работают подсобниками, конечно, но на еду хватает. «Мои» же сейчас не в модульных домиках живут, поселились в доме под снос на Гагарина. Там тендер на землю будет проводиться только весной, так что пока нам разрешили расположиться. Всё есть, печное отопление – красота. Но если так дело пойдет, не знаю, как всех «утрамбовывать» буду. Конечно, потеплеет, и часть уйдут в никуда. Те, кто «идейный бомж». Но так ведь и остаются некоторые. У меня 27,3% подопечных адаптируется: восстанавливают документы с нашей помощью, худо-бедно на ноги встают, даже, бывает, семьи заводят…

Пьяных не пустят

Между тем, кое-какую помощь оказывают сегодня бомжам и городские власти. В доме ночного пребывания на улице Машинной, 9а в Екатеринбурге в ближайшее время ждут большого наплыва «клиентов». Как рассказала «АиФ-Урал» фельдшер Наталья Прахова, помещение рассчитано на 49 койко-мест. Пока места есть, однако с наступлением холодов количество обратившихся традиционно увеличивается, в предыдущие годы койки приходилось ставить даже в коридоре. Но если все места заняты – человека все же стараются не оставлять на улице, его перенаправляют в другие дома пребывания – в пределах области.

Однако есть два обязательных условия. Во-первых, человек, нуждающийся в ночлеге, должен быть трезв. Пьяных сюда ни в коем случае не пустят. Во-вторых, необходима справка о том, что «клиент» прошел флюорографию. Если такой справки нет, бомжу дают медицинское направление, а самого временно помещают в комнату, изолированную от остальных помещений (там тоже есть кровати). Специалисты соцучреждения работают с утра до вечера, а чтобы принимать нуждающихся ночью, задействуют дежурного сотрудника. Кстати, предоставляют не только ночлег, но и талоны на питание – в социальной столовке на Бебеля, 166. Телефоны дома ночного пребывания: 2104404, 2603281, 2604444.

Теплотрассы – вне закона

И все же большое количество бездомных оказываются с морозом один на один. Известно, что традиционные места обитания бомжей – железнодорожные вокзалы, автостанции и теплотрассы. Однако все эти «пристанища» становятся все более недоступными. Как пояснили «АиФ-Урал» в Среднеуральском УВД на транспорте, в последнее время бродяги пропали из их поля зрения. «Периодически приходится сталкиваться с травмами на путепроводах, однако бомжей среди пострадавших мы не видим. Вы же знаете, что без билета доступ на железнодорожные вокзалы закрыт. Такая же ситуация и с автовокзалами», – поясняют в пресс-службе силового ведомства.

Аналогичная ситуация и с теплотрассами, которые раньше считались одним из убежищ бездомных. Речь идет о теплокамерах, где размещены задвижки и прочее энергетическое оборудование. «Бригады энергетиков ежедневно объезжают все теплокамеры, – рассказали «АиФ-Урал» в теплогенерирующей компании № 9. – В Екатеринбурге их несколько десятков, все они закрыты. Причем у наших сотрудников уже достаточно давно не было проблем и тем более конфликтов. Выгонять тоже давно не приходилось».

С вопросом, где еще могут спрятаться бомжи от мороза, мы обратились и в ГУ МВД по Свердловской области. Там сообщили, что в целом проблема с бездомными решается в рамках рейдов. За минувший год полицейскими были обследованы 441 теплотрасса, 1622 чердака и 2129 подвалов, откуда в полицию доставлен 431 человек без определенного места жительства. По словам инспектора Натальи Рудаковой, наиболее частым местом пребывания бомжей стали именно жилые дома (чердаки, подвалы и подъезды). Очевидно, туда и начнут переселяться бродяги, особенно – если «подожмет». Как уверяют в полицейском главке, гибели людей от холода и прочих травм, связанных с похолоданием, пока нет. Однако это только пока. Судя по прогнозам синоптиков, морозы еще себя покажут.

«АиФ» выступил – меры приняты!

Понятно, что особое беспокойство в связи с морозами вызывает судьба безнадзорных детей. Увы, от сотрудников ПДН нам так и не удалось добиться вразумительной информации о том, какие профилактические мероприятия проводятся в отношении этих ребятишек в связи с наступившими холодами. Зато мы подали хорошую идею уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области Игорю Морокову.

– Мы выпустили обращение к уральцам, в котором говорится о том, что не стоит вести детей в школу в морозные дни – это ведь вопрос безопасности детей, – сказал Игорь Рудольфович. – Но вы мне подали отличную идею. Сейчас же подготовим еще одно обращение – к гражданам, к сотрудникам правоохранительных органов, – призовем их обращать особое внимание на появление на улице безнадзорных детей, не проходить мимо. Ручаюсь, что сегодня в регионе есть все условия для того, чтобы всех нуждающихся приютить, обогреть и накормить. Хотя, должен заметить, проблема маленьких бродяжек в области в настоящее время остро не стоит. Еще лет пять назад мы проводили рейды и собирали с улицы, из теплотрасс по 30–40 маленьких бомжей. Особенно «урожайным», помню, был Южный автовокзал. Но постепенно с такими детьми, с семьями, с учреждениями госвоспитания начала проводиться большая работа, и нам удалось свести случаи бродяжничества к единичным. В основном это кто? «Бегунки» из детских домов и семей. Но в морозы, полагаю, дети не пойдут на улицу. Тем не менее, такие случаи возможны, и мы обратим на это особое внимание.

Что касается работы свердловских силовиков и властей с «уличным» контингентом, то она во многом ситуативна. В полицейском главке, хоть и отчитываются о проделанных рейдах и демонстрируют большие цифры «отпрофилактированных» бездомных, экстренную помощь замерзающим «здесь и сейчас» оказывать не готовы. «Рейды по бездомным планируются на местах, в тех районах, где это нужно, главным образом участковыми. Сейчас таких мероприятий пока в планах нет», – отмечают в ГУ МВД. Известны лишь цифры. По данным инспекции по делам несовершеннолетних, за минувший год в полицейские участки Среднего Урала доставлено 13 294 ребенка, из них лишь половина – бомжи. Все ли доживут до весны?

Кстати

Другие асоциальные элементы уральской столицы, например главный герой сериала «Семья алкоголика», которого сыграл простой житель Екатеринбурга Сергей Кудряшов, имеют собственную крышу над головой и в морозы отсиживаются дома. Правда, причиной этому служат не всегда низкие температуры:

– Прячусь я от всех, а главное – от вас, журналистов, а не от жутких морозов! Надоела мне уже эта свистопляска с интервью, с этим сериалом! Продохнуть не дают спокойно, только и звонят, и звонят! Я с этим сериалом теперь на улицу выйти просто не могу – люди пальцем тыкают: мол, как это до такой жизни докатился. Надо заняться полезным делом, а не этим…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах