В ходе встречи сити-менеджера Екатеринбурга Александра Якоба и посла Франции в России Жана-Мориса Рипера выяснилось, что французские предприниматели проявляют большой интерес к развитию уральских туристических троп.
Надо сказать, это очень радует. И екатеринбургское руководство, справедливо рассуждающее, что любое развитие местного туризма все равно немыслимо без развития уральской столицы, и всех тех, кто искренне полагает, что отдыхать можно не только в Турции, но и на лоне родной природы. И хорошо знает, насколько тропы, оказывается, интересующие иностранцев, не интересуют сами местные власти.
Недавно едем по одному из описанных в путеводителях по ближнему туризму маршрутов. Дорога на Артемовский с поворотом до очень занятной и живописной деревеньки Родники. Деревня старинная, но сейчас представляющая из себя фактически руины. Здесь расположен, безусловно, ценный туристический объект – храм Вознесения Господня. Судьба храма примерно так же драматична, как судьба страны – священника в революционные годы расстреляли, храм закрыли и, как водится, превратили в склад. Тем не менее здесь сохранились фрески. Самые настоящие – по штукатурке. Они завораживают даже на фоне полного разгрома, который царит в разваливающемся здании. Есть что посмотреть. Но к фрескам без риска для здоровья не подобраться, все заколочено. Ни одного указателя для автомобилиста, да и сама дорога по вымершей деревне – скорее для танков и вездеходов. Если дождь, то не проехать.
От деревни несколько километров до села Мироново и Мантурова камня. В путеводителе – туристическая тропа. На деле – ни одной таблички. Местные подробностей не знают, и идти приходится на ощупь. Хотя виды не просто красивые, а потрясающие. Настоящий Урал-батюшка. Маленький пляжик в скалах захламлен до невозможности и, видимо, ждет французских предпринимателей. Разумеется, в окрестностях ни одной точки перекуса. А туалет – вся территория…
Между прочим, до Екатеринбурга отсюда всего час езды и можно возить туристов. Уйма грибов, и есть ягоды, да и выкупаться в холодной реке, извивающейся в скалах, как змея, – удовольствие.
У нас мало местных туристов вовсе не потому, что народ не хочет путешествовать по родному краю или недостаточно патриотичен. А потому, что не имеется ни малейшей, даже информационно-справочной инфраструктуры. Попробуйте узнать в Мироново, почему скалы называются Мантуровым камнем? Мы пробовали, и никто не знает.
Недавно сослуживица вернулась из семейного путешествия по русскому Северу и пребывает в полном восторге. Ну, еще бы – Кижи, Валаам, Соловки. Восемь дней, если с дорогой, счастья созерцать русскую историю и архитектуру, дышать духовностью прекрасных мест. Я уже много лет собираюсь проехать этим маршрутом, благо появились пакетные туры, где включены и гостиницы, и экскурсии. Во что, спрашиваю, обошлось. Мы питались скромно, отвечает, иногда из магазина, в кафе не ходили. Сорок тысяч на нос…
В общем, самим нам с сокровищницей нашего внутреннего туризма не разобраться. Во всяком случае, ближайшие сто лет. Поэтому я с надеждой смотрю на Париж. Оттуда приедут и все устроят. Или на Берлин. Эти ребята тоже умеют организовывать. Буду ездить в Mironovo, Rodniki и на Talkovkamen…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.