Примерное время чтения: 10 минут
482

«Частная лавочка» отца Алексия. Священник с Урала создал центр реабилитации

Фото с личной страницы Facebook Алексея Новожилова

Без малого семь лет иерей Алексий Новожилов удерживает на плаву приют для бездомных – тех, от кого открестились близкие, общество, кто волею недоброй судьбы (или по доброй воле) оказался на улице. Батюшке не важно, что за «скелеты в шкафу» у этих людей. Он здесь и сейчас борется за каждого человека.

Обед по расписанию

Обитатель социально-реабилитационного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Валера, сняв очки и отложив книгу («Графа Монте-Кристо» читаю, хорошая книга»), обстоятельно рассказывает свою историю.

В начале двухтысячных приехал из Казахстана на Средний Урал на заработки, мыкался из одной конторы в другую, в конце концов остался без денег, без документов, без крыши над головой. В центр попал из больницы, где ему спасли ногу после ожога. Теперь нога не гнется, и бездомный инвалид вовсе оказался никому не нужным.

В комнате Валеры порядок и даже «признаки уюта». Фото: Фото Рады Боженко /

Про покалеченную ногу – правда. Еще не до конца зажившую рану Валера демонстрирует с какой-то детской гордостью. В остальном, где правда, где вымысел – поди разбери: рассказчик то и дело «путается в показаниях».

В этом центре не принято уличать людей во лжи. Правда о том, почему человек оказался на улице и без документов, ничего не изменит. А приют, еду, уход здесь получают все без исключения: трезвенники, любители принять на грудь, ходячие, инвалиды. Последних большинство.

– У меня лежачих инвалидов 80–90%, – рассказывает отец Алексий. – Кому они нужны? Никому. В области реабилитационных центров для бездомных – по пальцам одной руки можно сосчитать. Берут туда в основном «молодых и красивых», тех, кто может и себя обслужить, и работать. Мои не могут. Единицы трудоустроены. Вот Лариса (помощница отца Алексия, живет в центре уже три года. – Прим. ред.) вышла на работу, так на весь день центр, по сути, без присмотра остается.

В батюшкином центре – самообслуживание. Ходячие помогают колясочникам, колясочники – лежачим. На женщинах кухня. Несмотря на то, что продукты поступают в центр нерегулярно (то густо, то пусто), без горячих завтраков-обедов-ужинов еще никто никогда не оставался. Разносолов, конечно, нет. Основное меню – каши и хлеб. Иногда куриный суп и какое-нибудь блюдо с тушенкой, за что спасибо неравнодушным людям, поддерживающим центр.

Его дело

Собственно, на жертвователях центр и держится. Без них нипочем не выжить – никакой другой материальной поддержки отец Алексий в своем деле не имеет. Так сложилось, что судьба бездомных людей, некогда обреченных рано или поздно погибнуть от холода, голода, травм, оказалась только его, батюшки, делом. «Этот центр, по большому счету, частная лавочка», – горько шутит отец Алексий.

В 2007 году муниципалитет передал церкви дряхлое здание бывшего драмтеатра. Чтобы его окончательно не разобрали по кирпичику, отец Алексей организовал бездомных мужиков, обитающих возле храма. Они худо-бедно сторожили помещение, попутно выносили мусор, занимались мелким ремонтом. Лиха беда -начало.

Сарафанное радио быстро разнесло весть о том, что бродягам есть, где приютиться. Рабочих рук прибавилось. В конце концов здание отремонтировали, провели электричество, оборудовали комнаты для проживания, душевые. О центре узнали. Сюда стали привозить постояльцев - полиция, скорая помощь и даже… социальные службы.

– Это очень хорошо, что привозят, – говорит отец Алексий. – Спасибо им, что не бросают людей.

Постепенно реабилитационный центр превратился в обитель милосердия: те, кто на ногах да с руками, на дороге не валяются, а беспомощные инвалиды – в немалом количестве.

Тогда центр тоже, мягко говоря, не жировал. Но все познается в сравнении.

– Так сложилось, что из здания бывшего театра, которое мы своими руками подняли, пришлось уйти, – рассказывает отец Алексий. – Часть людей перевез в село Кисловское, там домишко есть в моем приходе. А в Каменске-Уральском нам дали здание бывшего вытрезвителя, здесь сейчас 30 человек живет. Зимой, конечно, будут к нам люди приходить. По опыту знаю, человек 80–90 наберется. Кроватей, конечно, на всех не хватит, но мы никому не отказываем. Будем матрасы на пол стелить. С продуктами, понятно, сложнее будет. Одна надежда – мир не без добрых людей.

Сын приводит мать, мать – сына

Пока «новосел» отмокал в ванной, обитатели центра следили, «чтобы не утоп». Фото: Фото Рады Боженко /

При мне в центр в Каменске-Уральском полиция и «скорая» привезли «вусмерть» пьяного бездомного. Мужики, те, что на ногах, заботливо собрата раздели и погрузили в горячую ванну. Пока бедолага отмокал, сторожили. «Чтоб не утоп», – объясняют. Вполне возможно, что к утру, проспавшись, спасенный вновь отправится в свободное плавание, – таких случаев немало. Но, может, и осядет. Многие в центре – «долгожители»: вон слепой 62-летний Петрович здесь около пяти лет обитает.

– С помощью социальных служб удается кому-то документы восстановить, – рассказывает отец Алексий. – Но далеко не всем. В 90-е годы непонятно что творилось, теперь концов не найти, особенно тем, кто в бывших союзных республиках жили. Так и живут у нас без документов, стало быть, без пенсий, без пособий.

Впрочем, ни пенсии, ни собственное жилье не гарантируют людям спокойную старость. Как-то соцслужбы в очередной раз обратились к отцу Алексию: надо бы старушке помочь.

– Бабушка буквально умирала в своем доме в деревне, – рассказывает отец Алексий. – Обслужить себя уже не могла, голодала, грелась только благодаря верной кошке, которая ложилась на нее. Раз в месяц к бабушке исправно приезжали родственники… чтобы забрать всю до копеечки пенсию.

Мы ее привезли в центр – отмыли, накормили. Спустя какое-то время родня примчалась, такую тут бучу подняла! Крики, визги! Понимаете, старушка для них - источник дохода. Таких примеров сколько угодно. Мужчина у меня живет. Квартира в городе была, но попивал, видимо. Приехал брат, возмутился, отправил его ко мне – дескать, на время, пока ремонт сделает. А сам тем временем квартиру продал. Все, остался мужик гол как сокол, ни кола ни двора. Да что там… Ко мне сын мать везет, мать – сына.

Будем строить

Надежды, что кого-то удастся пристроить в интернаты для престарелых и инвалидов, практически никакой. В эти учреждения километровые очереди. Хотя Федора, у которого из четырех конечностей только одна рабочая, принял алтынайский интернат. Но через непродолжительное время вернул обратно.

Федор вернулся к отцу Алексию из государственного интерната. Фото: Фото Рады Боженко /

Сегодня центр, от которого в полном смысле зависит жизнь людей, переживает нелегкие времена. В кисловском его отделении люди вынуждены жить практически без удобств. К туалету, который на улице, «проложены» веревочные дорожки. А иначе слепым, например, как добраться? В здании в Каменске-Уральском – разруха. Крыша прохудилась, ремонт по помещению не просто плачет – рыдает. В одной комнате стены без отделки, пола вообще нет. Ее  отец Алексий сначала не хотел заселять, но люди постоянно прибывают, надо же где-то их размещать.

Ремонт в центре не делают: все равно из здания «попросят». Фото: Фото Рады Боженко

– Ремонт тут мы намеренно не делаем, – объясняет отец Алексий. – У нас каждая копейка на счету, а здание нам только на год, до будущей весны, дали. В мае, скорей всего, «попросят». Какой смысл вкладываться? Пока тепло в помещении – и хорошо.

Дело, которое таким великим трудом дается, батюшка даже и не мыслит бросить. Напротив, настроен он решительно и планы у него основательные. Не так давно один из благотворителей выделил приюту значительную (по их меркам) сумму. Отец Алексий посовещался с друзьями и пришел к выводу, что «проедятся» деньги мгновенно, лучше их в дело пустить. И купил в селе Рыбневском 30 соток земли.

– Планирую, что получится построить центр на 50–70 человек. Такой, чтобы всем по правилам и нормам был, чтобы ни пожарные, ни Роспотребнадзор претензий не имели, – рассказывает отец Алексий. – Нам бы только начать. Весной думаю фундамент заложить. Люди помогают тем, кто-то что-то делает. Центру очень нужно свое здание, чтобы никто нас не гонял с места на место.

P.S. С наступлением холодов количество обитателей центра стремительно увеличивается. А значит, растут и потребности в самом необходимом. Приют для бездомных крайне нуждается в продуктах питания (крупах, консервах и т.п.), а также в самой ходовой одежде: майках, трусах, носках. Те, кто хочет помочь одиноким беспомощным людям, может позвонить отцу Алексию по телефону 8 908 63 16 986.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах