Примерное время чтения: 12 минут
150

Характеры большой страны. Поэт – об уральских писателях времён ВОВ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. «АиФ-Урал» 05/03/2025
Книга об уральских писателях сделана в с яркими иллюстрациями – в лучших советских традициях.
Книга об уральских писателях сделана в с яркими иллюстрациями – в лучших советских традициях. / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

Как работала машина «Верита»? Кто писал роман в трудовом лагере на дальнем Севере и где впервые встретилось слово «сказ»? Обо всём об этом можно узнать из новой книги об уральских писателях «Несметная полка». Она погружает читателя во времена Великой Отечественной войны и в атмосферу заводского Урала. Об этом сборнике очерков рассказывает её автор – поэт и писатель, сотрудник Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского Евгений Иванов. Подробнее – в материале ural.aif.ru.

Пещера сокровищ

Дарья Попович, «АиФ-Урал»: – Евгений Сергеевич, вы решили популяризовать уральских писателей. За этим желанием, скорее всего, стояла личная история?

Евгений Иванов: – В нашей семейной библиотеке были книги в том числе уральских писателей, которые я любил читать с малых лет. Иногда даже не задумывался, что они мои земляки. Помню, классе в четвёртом прочёл роман Семёна Самсонова «По ту сторону». Это страшная история о том, как фашисты угоняли детей в плен. Ребята попадали в рабство, но противостояли тяжёлым обстоятельствам и мечтали о свободе. Меня вдохновила эта книга о мужестве, тем более что я был ровесником героев.

Несмотря на то, что все в моей семье технари, я гуманитарий. Получая к лету списки для внеклассного чтения, «проглатывал» всё, иногда – с опережением. С классикой познакомился в нежном возрасте, а после неё захотел узнать что-то ещё. У нас дома на полке стояла серия книг «Библиотека приключений и научной фантастики», известная у букинистов как «Золотая рамка». Помню повесть «Тропой смелых» Олега Корякова. По сюжету, трое школьников отправляются на поиски сокровищ в Джакарскую пещеру. Прообразом этого места послужила Смолинская пещера, что находится под Каменском-Уральским. Автор в детстве спускался туда вместе со школьным отрядом любителей краеведения – для исследований. О ней до сих пор слагают легенды. Многие из них связаны со старообрядческими скитами, которые там когда-то находились.

Пещера, ставшая прообразом той, что описана в книге, тоже овеяна легендами.
Пещера, ставшая прообразом той, что описана в книге, тоже овеяна легендами. Фото: Сгенерировано ИИ neuro-holst.ru

Помимо того, что я с детства люблю наших писателей, у меня была ещё одна причина, по которой захотелось привлечь к ним внимание. Мне стало за них обидно. В нашей библиотеке есть полка книгообмена. Туда часто приносят томики, которые почему-то стали не нужны. Заметил: многие из них как раз были изданы на Урале. Начал собирать эти книги, и сейчас у меня их скопилось штук сто. Читая произведения, открывал неизвестные мне имена. Оказалось, у многих авторов были интересные биографии с неожиданными поворотами судьбы.

В конце концов, я стал писать очерки об этих удивительных людях. После того как мы посвятили им в библиотеке большую планшетную выставку, решился и на целую книгу. Работал над ней с 2019 года. А завершил её в литературной резиденции, которую организовала Ассоциация писателей и издателей России недалеко от Каменска-Уральского. Сборник очерков напечатан в издательском отделе нашей библиотеки, пока ограниченным тиражом. Про иллюстрации тоже не забыли, их в книге около 700 – получилось красочно, в советских традициях. Считаю, что раньше визуальное сопровождение книг стояло на более высоком уровне, чем сейчас. Над этим, как правило, работали художники-графики, среди которых встречались известные личности, такие как Герман Метелёв, Виталий Волович, Георгий Кетов, Спартак Киприн и многие другие. Сейчас оформление, как правило, унифицировано, хотя среди детских книг встречаются исключения.

Евгений с сожалением увидел, что многие избавляются от старых книг.
Евгений с сожалением увидел, что многие избавляются от старых книг. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Литературные солдаты

– Ваша книга посвящена только прозаикам. Почему?

– Я ориентировался на серию изданий «Уральской библиотеки», которая держала курс на прозу. В мой сборник «Несметная полка» вошли истории 25 свердловских писателей, которые так или иначе связаны с Великой Победой. Кто-то из них был фронтовиком, кто-то – военным корреспондентом. Есть и те, кто работал в тылу, как, например, Иосиф Ликстанов. Он, кстати, написал замечательное произведение «Малышок» – о детях, которые трудились на заводах. Эта повесть была в своё время удостоена Сталинской премии. Название книги «Несметная полка» – отсылка к фразеологизму «несметные сокровища», в данном случае – литературы.

– Зачем нам сегодня читать краевую литературу?

– Недавно мне попался сборник избранных произведений уральской писательницы Ольги Марковой – где-то пятидесятых годов выпуска. Она преподавала в училище, куда привозили детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Её повесть «Разрешите войти» – как раз о том, как люди переживали военные события.

Ещё тогда автор предисловия обращал внимание на то, что в основном русские писатели, которых мы знаем, жили либо в Москве, либо в Ленинграде. Но это же далеко не вся страна! Тем, кто творил на периферии, было куда труднее получить доступ к широкому кругу читателей. Такие писатели, как Павел Бажов и Мамин-Сибиряк, пожалуй, стали исключением из правил. Отечественную литературу лучше рассматривать как общероссийскую, то есть не забывать о регионах. Подчас именно там встречается изобилие тем и характеров. К сожалению, филологи и литературоведы не так часто исследуют уральскую литературу. А ведь именно эти произведения показывают большую страну, поэтому их и нужно читать.

В сборник «Несметная полка» вошли истории уральских писателей, которые жили во время Великой Отечественной войны и тоже делали свой вклад в победу.
В сборник «Несметная полка» вошли истории уральских писателей, которые жили во время Великой Отечественной войны и тоже делали свой вклад в победу. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Говоря о военной прозе, в одном ряду с тем же Юрием Бондаревым или Василем Быковым, на мой взгляд, должны стоять имена Климентия Борисова, Якова Резника, Ивана Акулова и других уральских авторов. А Станислав Гагарин, который был моряком и написал ряд приключенческих книг о разведчиках? А его пронзительный роман «Мясной бор» о трагических боях под Ленинградом? Или, к примеру, писатель Николай Никонов, который сделал главным героем военного романа «Стальные солдаты» главнокомандующего – Иосифа Сталина. Пожалуй, он единственный, кто попытался беспристрастно рассказать о вожде.

– Но не все писатели, жившие в провинции, были выдающимися…

– Конечно, нет. Даже у известных авторов встречались неудавшиеся произведения. Тем не менее малоизвестные писатели тоже важны. Искусство не может держаться только на звёздах и жемчужинах. Авторы не могут быть сплошь «генералами», есть и «неизвестные солдаты» русской литературы, чей вклад не менее ценен. Именно они образуют питательную почву, в которой могут родиться настоящие шедевры. Такие авторы, как правило, проводят черновую работу над развитием языка. Надеюсь, я и есть такой вот литературный солдат.

«Фертик от литературы»

– Чем интересны судьбы авторов, о которых вы пишете?

– Они боролись с непростыми жизненными обстоятельствами. Тот же Алексей с псевдонимом Маленький был оклеветан и осуждён по несправедливому приговору. Десять лет он находился в трудовом лагере на Севере, но и в таких условиях умудрился написать целый роман! Его «Покорителей тундры» печатали крупными тиражами в солидных московских изданиях. Вот только автор об этом не узнал – он не дожил до своего освобождения и до первой публикации книги.


У писателя Владимира Печёнкина из Нижнего Тагила не менее захватывающая судьба. (19 февраля исполнилось 100 лет со дня его рождения.) Он прошёл поразительный боевой путь: был фельдшером, служил и в авиации, и на катерах -«охотниках» в Чёрном море. У него есть довольно любопытный фантастический роман «Два дня «Вериты». Верита – это машина правды, которую, по сюжету, изобрели в одном государстве. После того как её запускают, случается коллапс, потому что никто больше не может врать.

Фантастическая машина правды спровоцировала коллапс в государстве в романе Владимира Печёнкина.
Фантастическая машина правды спровоцировала коллапс в государстве в романе Владимира Печёнкина. Фото: Сгенерировано ИИ neuro-holst.ru

Владимир Печёнкин был ответственным человеком, и это сыграло с ним злую шутку. Однажды он торопился на встречу с читателями. Как назло, случилась какая-то авария, и трамвай, на котором он ехал, встал. Писатель стал переживать, что опоздает, вышел из транспорта и пустился бегом на мероприятие. Но общение с читателями не состоялось: автор умер буквально за несколько минут до начала встречи, потому что слишком сильно понервничал из-за возможного опоздания.

Ещё одна знаковая фигура – Борис Рябинин. Он писал замечательные художественные книги о собаках. Кроме того, у него есть интересная повесть о первых днях войны в Свердловске, благодаря которой можно узнать, какая обстановка была в городе, какие настроения, даже то, что показывали в театрах. В 1942 году в газете «Уральский рабочий» вышел фельетон о Борисе Рябинине, в котором его уничижительно называли «фертиком от литературы». Сам фельетон мы пока не нашли, но читали резолюцию на него, где говорилось, что автора исключили из Союза писателей СССР. До сих пор не ясно, за что была принята такая мера. Бывает, исследуя биографию, получаешь интересные находки.

После уничижительного фильетона о Борисе Рябинине, его исключили из Союза писателей СССР.
После уничижительного фильетона о Борисе Рябинине, его исключили из Союза писателей СССР. Фото: Из личного архивa

– Какие, например?

Я обнаружил, что слово «сказ» впервые встречается у романистки Нины Поповой. Так она определяла жанр своей прозы о первом русском городе в Заполярье. Не исключено, что Павел Петрович позаимствовал его у этой писательницы. К слову, Нина Попова сменила Бажова на посту главы местного отделения Союза писателей СССР. В то время как в центральной России на этих постах обычно верховодили мужчины, у нас, на Урале, ответственные посты в этой организации занимали женщины. Нина Аркадьевна трижды избиралась в члены обкома партии. Другие писательницы тоже не оставались в стороне и нередко становились делегатами съездов партии, лауреатами литературных премий.

Кстати:
Книгу «Несметная полка» можно взять по читательскому абонементу в библиотеке им. В. Г. Белинского.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах