В причинах скандала вокруг компании «Русград» появилась новая версия. Ее владелец официально утверждает, что его предприятие пытались захватить рейдеры.
Началось?
Напомним, что единственный собственник «Русграда» Михаил Абсалямов недавно обратился в Свердловский арбитражный суд — с иском к собственной компании и инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району Екатеринбурга. Он потребовал признать недействительными решения об изменении места регистрации «Русграда» (вместо Екатеринбурга компанию «прописали» в Москве), а также потребовал снять нынешнего гендиректора «Русграда» Анатолия Рослякова с занимаемой должности. Абсалямов уверен, что в его компании, услугами которой активно пользуются областные власти, может попасть в лапы мошенников. И только вмешательство правоохранителей спасет компанию от черных рейдеров.
— То, что совсем недавно происходило на предприятии «Русград», — чистейшая попытка рейдерского захвата, — заявил Абсалямов. — Как только я узнал об этом, я тут же сообщил губернатору и в правоохранительные органы. В результате оперативных действий силовиков и областных властей все закончилось хорошо и гнусная попытка смены руководства не удалась. К сожалению, у меня пока нет догадок о том, кто эти рейдеры. Будем выяснять.
Предположение, что в попытке смены руководства компании может быть замешан областной министр инвестиций и развития Михаил Максимов (курирующий, кстати сказать, строительство «Иннопрома» и Центрального стадиона в Екатеринбурге — «знаковых» объектов областного правительства), Абсалямов опровергает: «Что до версий о том, что в преступных действиях так или иначе принимал участие Максимов, то я с ними не согласен, и считаю, что он здесь ни при чем. Вообще только ленивый не обвинил во всех грехах либо меня, либо Максимова. Я вернусь из отпуска 6 августа, и тогда мы подробно отчитаемся о строительстве…».
Впрочем, сам Михаил Максимов выразился более «расплывчато»:
— Я не готов сейчас дать конструктивный комментарий по ситуации вокруг компании «Русград» — просто потому, что нахожусь в отпуске и не владею всей информацией. Хотя я уже в курсе, что Абсалямов подал в суд на собственную компанию. Дело в том, что у них там постоянно происходили какие-то скандалы, поэтому я не удивлен. Но чтобы пояснить ситуацию — я должен переговорить с Абсалямовым лично. Это произойдет, как только я вернусь из отпуска — то есть в начале августа. После этого я расскажу «АиФ-Урал, что я думаю по этому поводу…
Между тем работой компании «Русград» может всерьез заинтересоваться Генпрокуратура России. По словам депутата Госдумы РФ Владимира Таскаева, у него есть информация, что в «Русграде» происходят мошеннические финансовые махинации и что дело попахивает «уводом» с предприятия больших денежных средств. Скандалы вокруг ее строительных объектов (в том числе вокруг выставки «Иннопром-2011» и Центрального стадиона в Екатеринбурге) — тому подтверждение. Поэтому парламентарий направил в надзорные органы заявление — с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.
Напомним также, что Свердловская областная прокуратура на днях уже начала проверку выделения земель под строительство терминалов «Екатеринбург-ЭКСПО» — главного выставочного комплекса «Иннопрома». В адрес руководителя Главархитектуры администрации Екатеринбурга Михаила Вяткина было направлено письмо с требованием предоставить материалы, касающиеся выбора и предоставления этого участка. С учетом всех этих фактов, можно предполагать, что наружу всплывет немало скандальных материалов.
Время Гайсиных и Федулевых
Но вообще история рейдерства на Среднем Урале имеет богатую историю. Так, притчей во языцех стал олигарх Павел Федулев (в криминальных кругах известный как Паштет), который ныне отбывает тюремный срок в 20 лет. В ближайшее время за решетку могут отправиться и его подельники — адвокат Эдуард Кузнецов, юрист Павел Оборин, а также Алексей Петров, Андрей Щербаков и Евгений Пырегов. Их обвиняют в мошенничестве и участии в преступном сообществе. На днях следственный комитет закончил расследование уголовного дела и передал все материалы в суд.
В 2005–2006 годах обвиняемые входили в состав Федулевской группировки. Они занимались захватом недвижимости и акций коммерческих предприятий. Причем в ОПГ было разделение обязанностей — одни «разруливали» юридические вопросы, другие — финансовые, третьи занимались силовыми захватами и убийствами.
Еще более одиозной фигурой является Малик Гайсин — который, кстати говоря, на свободе и вполне процветает. Широкую известность он приобрел в 1995 году, когда баллотировался в губернаторы Свердловской области. В дальнейшем он побывал депутатом Госдумы РФ, купил и продал не один десяток заводов. Практически все предприятия, хозяином которых он становился, прошли через процедуру банкротства (чаще всего — неоднократного). «Стараниями» Гайсина тысячи людей потеряли работу и остались без средств к существованию. Так, преднамеренное банкротство некогда успешного Дегтярского машиностроительного завода (градообразующее предприятие) привело к тому, что больше тысячи человек оказались на улице.
Глава Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских:
— Гайсин, наряду с Федулевым, — наиболее одиозный уральский олигарх, из разряда хищников. От его «хозяйствования» пострадали десятки предприятий по всей Свердловской области, на которых трудились тысячи работяг…
Среди самых шумных скандалов с участием Гайсина называют фактический захват завода «Химмаш» — с мордобоем и стрельбой. Кроме того, его имя связывают с широко известным преступным организованным сообществом «Уралмаш», подчинившим себе львиную долю промышленности и политического пространства Среднего Урала. В списке пострадавших — более сотни предприятий, за которыми стоят тысячи безработных уральцев. В свое время экс-губернатор Свердловской области Эдуард Россель сказал: «Где Гайсин — там развал...»