Примерное время чтения: 11 минут
433

Уральские женщины преодолевают любые трудности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. «АиФ-Урал» 05/03/2014

Низкие зарплаты

С одной стороны, по всем документам женщины имеют равное с мужчинами право на труд. С другой – они традиционно больше привязаны к семье и детям. Это является причиной того, что свердловчанок до 30 лет на многие специальности берут не слишком-то охотно: руководство предприятий опасается декретных отпусков, ранних уходов с работы.

Другая группа риска, к которой хозяева также относятся предвзято, – соискательницы после 45. Причём это касается не только женщин, но и мужчин. Считают, что в этом возрасте человек начинает болеть, не в полной мере выполняет свои обязанности, а тут и пенсионный возраст. Ну, и наиболее уязвимой категорией соискателей в любом возрасте являются женщины с маленькими детьми.

Впрочем, на самом деле все эти моменты касаются по большей части представительниц офисных профессий. Потому что существует огромное количество специальностей, которые без женщин перестанут существовать. Всё, что связано с уходом, воспитанием, обучением детей, – всё это прерогатива слабого пола. В Екатеринбурге до 90% младшего персонала в торговле, продавцы, кассиры, кондукторы в общественном транспорте, социальные работники, почтальоны, няни и медсёстры, уборщицы, парикмахеры…

Вот только оплачиваются все эти «женские» профессии не в пример хуже, чем «мужские» специальности. По статистике, средняя женская зарплата составляет 65% от мужской. И традиционно одни из самых низких зарплат – в образовании и здравоохранении. Может быть, поэтому в регионе больше всего не хватает врачей и педагогов?

Вопреки традиции

Между тем есть целый ряд профессий, куда до недавнего времени путь дамам был заказан. Однако они не только пробили брешь непонимания, но и составляют сегодня серьёзную конкуренцию мужчинам.

Самый яркий пример – женщины-таксисты. После кризиса 2008 года, когда женщины, как «ненужный балласт», подвергались сокращению в первую очередь, многие нашли работу в такси. И сегодня в некоторых компаниях до 10% «личного состава» составляют автоледи.

Другой пример: в январе этого года в одной из колоний Нижнего Тагила появился «женский спецназ». По словам руководителя пресс-службы ГУФСИН по Свердловской области Александра Левченко, в отряде на сегодняшний день 17 женщин, которые уже работали в колонии. Все они прошли соответствующие тренировки, сдавали нормативы по бегу, стрельбе. С девушками ведут работу психологи на предмет устойчивости во время возникновения внештатных ситуаций.

Когда настоящих мужиков не хватает, на их место встают женщины. Фото: Фото предоставлено пресс-службой ГУФСИН России по Свердловской области

А в Центральном военном округе, куда входит и Свердловская область, в прошлом году был зафиксирован резкий рост числа контрактниц. На военную службу по контракту было направлено около 2 тысяч женщин, что почти втрое (!) больше, чем в 2012-м. По словам начальника окружной пресс-службы Ярослава Рощупкина, женщины идут в армию не только за социальными гарантиями, но и за возможностью профессионального и карьерного роста. В основном свердловчанки служат на штабных должностях, в медицинских и финансовых службах, войсках связи.

Домашний террор

Увы, но одной из самых больных проблем свердловских женщин уже много лет является насилие в семье. Причём точной статистики по домашнему террору в Свердловской области нет. Однако специалисты, вплотную занимающиеся этой проблемой, уверены: насилие в том или ином виде присутствует в каждой четвёртой уральской семье. Звучит ужасно, но 30% случаев насилия начинаются или обостряются во время беременности женщины. При этом 9 из 10 женщин, ушедших от мужа-тирана, возвращаются обратно. Отсутствие работы или жилья, необходимость кормить детей заставляют сносить всё.

Между тем власти различных уровней нередко пытается уйти от решения этой проблемы. Руководители просто не хотят признавать существование домашнего насилия. Поэтому чаще всего бремя «разруливания» сложных ситуаций лежит на плечах общественных организаций.

Кстати сказать, с насилием в семье отчасти связана и проблема разводов. По статистике, 50% браков на Среднем Урале распадаются. Причём эта цифра остается стабильной на протяжении многих лет. Хотя, по мнению детского омбудсмена Среднего Урала Игоря Морокова, именно крепкая российская семья должна стать национальной идеей нашей страны: «Государство должно её поддерживать. Причём эта поддержка должна касаться не только семей, которые находятся в трудном положении».

Не боятся трудностей

Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека Свердловской области:

– Сегодня большинство женщин приходят поделиться своей бедой. Многих волнуют вопросы получения российского гражданства в связи с событиями на Украине. Также люди жалуются на большие переплаты по кредитам в банках. Много жалоб на так называемого «коммунального соседа». Традиционны вопросы по невыплате заработной платы на предприятиях, выселении из общежития. Но при всех проблемах женщины остаются сильными и жизнерадостными. Смотришь, у человека рушится бизнес, а она улыбается, не впадает в истерику. Это, конечно, заслуживает уважения. Правильно сказал поэт: коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт!

Мы рожаем «вопреки»

Вручение знака отличия «Материнская доблесть» в Свердловской области всякий раз праздник. Но ему предшествуют многолетние будни уральских женщин: бессонные ночи, решение мудрёной задачи, как раскроить скудный бюджет многодетной семьи, попытки отстоять свои права в кабинетах чиновников… В нынешнее время любая мать достойна награды. А еще более – поддержки.

В 2013 году доблестные женщины подарили региону свыше 63 тысяч новых жителей. Это на тысячу с лишним больше, чем в году 2012-м. Впервые за несколько десятилетий в области наблюдается естественный прирост населения. Министерства и ведомства охрипли, доказывая свои заслуги в этом достижении. Перечисляются меры социальной поддержки, суммы материальных выплат и т. д. и т. п. А женщины между тем уверены, что рожают не «благодаря», а «вопреки».

– У нас о тех, кому нужна помощь, вспоминают «по поводу». В остальное время, стоит заикнуться чиновникам о своих правах, слышишь: «Вы для кого рожали? Для себя. До свидания», – говорит мама семерых детей Виктория Яковлева. – Наш пример. Двадцать лет стоим в очереди на улучшение жилищных условий. Ещё несколько лет пройдёт – дочкам-двойняшкам исполнится 18 лет, несовершеннолетних в семье останется двое. Всё, уже не многодетные.

Словом, нам, женщинам, приходится надеяться исключительно на собственные силы. Народ у нас такой, привык выживать и жить «вопреки».

Женщины на Урале. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Коллаж Юлии Ульяновой

– Женщины-матери – это герои, – считает руководитель региональной общественной организации «Аистёнок» Лариса Лазарева. – Но они крайне нуждаются в поддержке государства. Известно, что рождение второго ребёнка значительно приближает семьи к черте бедности. Я не говорю про третьего, четвёртого… Мы сегодня часто ругаем прошлое, забывая о том, что в нём было хорошего. А были бесплатные детские сады, в сравнении с днём сегодняшним проще решался квартирный вопрос. И было меньше неустроенных семей, несчастных женщин. На примере нашей организации хорошо видно: стоит только помочь женщине, которая с ребёнком на руках оказалась в трудной ситуации и чувствует себя загнанной в угол, как она горы свернёт. Ради ребёнка – особенно. У нас очень сильные женщины на Урале! Им бы немного больше внимания.

В интересах всего дома

Людмила Бабушкина, председатель Законодательного Собрания Свердловской области:

– Женщина во все времена была мощной движущей силой. Посмотрите примеры последней зимней Олимпиады в Сочи. Из трёх медалей свердловских спортсменов две на счету представительниц прекрасного пола.

Вот буквально только что пришла женщина и жалуется на некорректные действия управляющей компании. Она отстаивает интересы всего дома, при этом никто денег за её труд ей не заплатит. Сегодняшнюю женщину волнуют те же проблемы, что остро стоят перед обществом. Каждая мечтает о семье, о хорошей зарплате и качественном образовании. Ну и главное для любой женщины и мамы – чтобы дети были счастливы и здоровы.

Роли перемешались

Протоиерей Алексий Кульберг:

– Предназначение женщины – давать жизнь детям, воспитывать их, хранить семейный очаг. Это титанический труд! Предназначение мужчины – обеспечивать и защищать семью. Но в известный период истории, в начале XX века, их «уравняли в правах», и женщине предложили более лёгкую функцию: «Идите работайте». И они пошли. А мужчины согласно поделили с ними своё предназначение. Как справедливо заметил один священник, мужик превратился в слизняка, занявшего своё место на диване.
Тем не менее, по моим наблюдениям, в тех семьях, где женщина сознательно и твёрдо занимает своё исконное место и обозначает супругу его, мужик работает! И это та гармония, то счастье, к которому стремится любая женщина. А бизнес, работа с утра до ночи, крутая машина и прочие «прелести», заработанные в ущерб своему истинному предназначению, ощущения счастья не приносят.

Важна золотая середина

Анастасия Ленивцева, многодетная мама, юрист:

– Одни женщины готовы посвятить себя быту и материнству и испытывают от этого удовлетворение, другие хотят делать только карьеру. Ну, и есть золотая середина. К сожалению, а может и к счастью, наш быт заставляет нас быть именно золотыми серединами. Среди моих знакомых многодетных мам много именно тех, которые успевают и детьми и домом заниматься, и реализовываться на работе.

Увы, в нашем обществе до сих пор с предубеждением относятся к многодетным мамам. Если работодатель узнает, что детей больше двух, то чаще всего отказывает в работе, не оценивая способности женщины.

Лично я – как ковбой: либо быстрая, либо мёртвая. У меня всё чётко организовано. Я встаю вовремя, и этот режим тянет за собой другие организационные моменты. Иногда, конечно, возникает желание побыть в тишине, но уже часа через четыре мне начинает не хватать детских криков. При всём этом у меня всегда есть время на себя .

Не терплю женский бокс

Евгений Касимов, уральский писатель:

Скажу словами поэта: «Не равны мужчина и женщина, не равны, это выдумали болтуны». Людей природа разделила по гендерному признаку, а в жизни – политике, экономике, творчестве – по уму и таланту люди делятся, а вовсе не по полу.

Я вообще не понимаю такого термина, как «женская поэзия». Или это поэзия, или не поэзия. Это же не баня – мужское и женское отделение.

Кто главнее и кто доминирует – вопрос бессмысленный. Когда говорят о неравенстве, то подразумевают, что кто-то над кем-то должен доминировать. При матриархате это была женщина, в нынешних условиях, видимо, мужчина. А на самом деле это неправильно, мужчина и женщина – просто разные.

У каждого из нас в этом мире своя программа. О каком равенстве можно говорить? Воевать, например, это сугубо мужское дело, поэтому я терпеть не могу женский хоккей и женский бокс. Не женское это дело. Когда женщина женщину бьёт – ломает ей нос, отправляет в нокаут, – что в этом хорошего?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах