Екатеринбург, 8 июля, АиФ-Урал. На Среднем Урале отметили один из самых молодых праздников – День семьи, любви и верности. О том, что сегодня угрожает этим вечным ценностям, мы беседуем с гостем «АиФ-Урал» протоиереем Алексием Кульбергом.
О семье
– Отец Алексий, вы согласны, что сегодня институт семьи сдает позиции?
– Действительно, мы наблюдаем снижение планки общественного признания института семьи. Очень много так называемых гражданских браков, огромное число разводов, формальные отношения в семье – все это характерно для дня сегодняшнего. Убежден, что общество и государство должны признавать эти факты как некую болезнь. И заниматься ее врачеванием.
Надо признать, что на разрушение института семьи прямо или косвенно влияют процессы, которые идут во всем мире. Возьмите Францию, Америку… Классического понятия семьи там уже нет. Семьей именуется сожительство людей, заведомо обреченных на ничто, на непродолжение рода. У нас в стране этот процесс, слава Богу, не получает ни общественного, ни государственного признания: однополые браки не признаются и об усыновлении такими парами детей речи не идет. Но, повторюсь, необязательность регистрации брака, общественное признание нормальности, легитимности таких отношений, к сожалению, есть.
Между тем исторические общества, не только христианские, но и иных верований, признавали институт семьи как нечто святое. Понимаете, человеку свойственно стремиться к счастью, но есть пути, идя по которым его никогда не найти. Можно испытать раздражение, глубокое уныние, но только не счастье. Пары, живущие в гражданском браке, отвечают на вопрос «Почему вы не расписываетесь?», как правило, так: «А вдруг не получится, не сложится?» То есть люди демонстрируют недоверие друг к другу, заведомо оставляя «пути отхода». Христианский брак сжигает этот мост. Люди дают себе отчет, что ответственность друг перед другом – не на год, не на два (это не брачный контракт с установленными сроками), а на всю жизнь. То есть в отношениях двух людей появляется не только выгода, не только удовлетворение каких-то жизненных потребностей, но и счастье.
– Вы настаиваете на необходимости врачевания. Продолжая образность, какая терапия могла бы вылечить общество?
– Необходима популяризация семейных ценностей, в том числе на примерах первых, вторых, третьих лиц региона, города. У нас много сегодня говорят о компетентности руководителей. В прежние времена в это понятие входил и критерий «хороший семьянин». Важно, чтобы и сегодня в эшелонах власти разных уровней звучало и ретранслировалось: наличие семьи является важным критерием способности человека управлять обществом. Наладивший порядок в своей семье человек сможет наладить порядок и в обществе. И наоборот, если он не способен создать семью, наладить в ней мир, покой, радость, то он может быть успешным предпринимателем, функционером, но руководителем общественно значимого института – едва ли.
О любви
– Отец Алексий, любовь – это то, что дано нам свыше, или это чувство рождается в результате взаимного душевного труда?
– Безусловно, это чувство дано нам свыше. Более того, любовь – естественное проявление жизни человека. Если она исчезает, ее место занимают другие чувства, пороки: страсти, ненависть, ярость и т.д. Естественное состояние человека – это любовь. К природе, окружающей его, к подобному себе (любовь человека к человеку), к Богу.
Фундаментом, на котором семья может создаваться, должна быть взаимная любовь человека к человеку, помноженная на взаимную же любовь к Богу. Если этот треугольник формируется, семья получается крепкая, счастливая, освященная. Очень мало пар, у которых любовь направлена исключительно друг на друга, способны удерживать это чувство. Хотя примеры такие, к счастью, есть.
Человек – существо глубокое. Он состоит не только из тела, каких-то талантов и способностей, которые люди любят друг в друге. «О, она прекрасно пишет стихи! За это я ее и люблю». Все же понимают несерьезность такого утверждения. У человека есть душа. И внутренний духовный мир в человеке бесконечен. Когда люди стараются узнавать свой собственный духовный мир и духовный мир супруга, тогда семейная жизнь превращается в ежедневное познание.
Ведь интересную книгу мы читаем от корки до корки, листая страницу за страницей, открывая для себя на каждой что-то новое. Если читать изо дня в день одну страницу, одно и то же – надоест. Так и человек. Не надо замыкаться на внешних обстоятельствах: «Ах, ее голубые глаза когда-то мне так нравились, а потом надоели». Нужно глубже проникать, уметь собой жертвовать ради супруга. В этом взаимном жертвовании и осуществляется диффузия души. Люди становятся способны понимать не только слова друг друга, но и чувства, движения, желания, боль, переживания, радость друг друга. Они становятся единым целым. В этом проявляется настоящая любовь, которая не остывает, которая отличается от влюбленности, увлечения.
Любовь, семья – это то, что приносит счастье, утешение, удовлетворение человеку сознательному, сформировавшемуся. Вне этих ценностей ни счастья, ни успокоения, ни смысла найти нельзя.
И все-таки есть высшая планка. Как бы люди ни любили друг друга, как бы ни были проникнуты друг другом, они должны понимать – это хорошо, но есть высшая ценность – любовь к Богу. И если они к этому устремятся, то их любовь, их счастье обретут новые горизонты. Человек глубок, а Бог бесконечен. Святые Петр и Феврония, даже живя в разных монастырях, были счастливы любовью к Богу, любовью друг к другу. Надо понимать, что это возможно, доступно для каждого человека, если он будет прикладывать к этому усилия.
О верности
– К сожалению, сегодня не модно говорить о супружеской верности. Напротив, все чаще свобода в отношениях приравнивается к свободе личности.
– Врач сталкивается с последствиями ДТП, с последствиями курения, алкоголизма… Священник сталкивается с последствиями несчастливых браков. Когда людям тяжело, они приходят в храм. Что вижу? Вижу, что образ нормальности неверных супружеских отношений, легкомысленного отношения к измене – ложный. Большинство людей страдает от того, что их близкий изменил. Или человека, который сам пал, сам купился на соблазн и изменил своей супруге (своему супругу), совесть смущает. Он носит эту боль годами и не знает, что с этим делать. Внешне, может быть, это и никак не проявляется, но рана, которую человек приобретает, изменив, – болит.
Справка | |
---|---|
Протоиерей Алексий Кульберг родился в Москве. Окончил Московский авиационный институт. Работал инженером-системотехником. В 2004 году рукоположен в священники. Служил в Ярославской епархии. В Екатеринбургской епархии возглавляет Отдел религиозного образования и катехизации. С февраля 2013 года – настоятель храма «Большой Златоуст». Воспитывает дочь. |
Не соглашусь с тем, что вольность в супружеских отношениях – норма нашей жизни, что все с этим смирились, что неверность становится неким стандартом жизни в XXI веке. Нет! Когда человеку больно от прикосновения, он отдергивает руку. Так и совесть продолжает работать. Когда человек совершил обман, изменив тому, кому обещал верность, то это болит. И мы должны об этом говорить. Должны людям напоминать, что стандарты, которые декларируются посредством телевизора или в Интернете, – это человеческая «придумка». А внутри каждого человека присутствует нравственный закон, он работает. И если человек его нарушает, он неизбежно наносит травму себе. И она будет кровоточить. Если человек будет знать, что такие раны быстро не заживают, он не будет так легко покупаться на ложные лозунги: «не согрешишь – не покаешься», «современный человек свободен в выборе партнеров» – и на другие декларации, которые так легко соблазняют не окрепших в жизни молодых людей.
Я думаю, что каждый человек, вне зависимости от его вероисповедания или гражданства, хочет быть счастливым. Слово «счастье» в дошкольном возрасте ассоциируется с количеством игрушек, в подростковом – с положением среди своих сверстников и наличием каких-то жизненных опций. Человек более зрелый понимает, что внешние опции счастья не приносят. Количество денег на счету, качество автомобиля – все это очень быстро теряет свой вкус. Человек ищет чего-то большего. И если он сводит поиск к каким-то материальным благам, он ничего не находит. Зрелый, сознательный человек рано или поздно приходит к пониманию, что счастье живет в отношении человека с человеком, когда появляется связующая ниточка – настоящая любовь.