Общественная организация «Вело-Город» сформировалась в Екатеринбурге в 2009 году. Удивительно, но в то время велодвижение в нашем городе, да и в области, не было так популярно, как сегодня. Активистам из «Вело-Города» пришлось бороться со стереотипами о велосипедистах и прививать горожанам доверие к железным коням. Организатор проекта Константин Мочалов вспоминает, как все начиналось, и делится мыслями о будущем велоиндустрии в России.
Разрушители мифов
– Константин, это правда, что у «Вело-Города» не было аналогов в нашей стране на момент открытия проекта?
– Как общественная организация, мы, пожалуй, и, правда, первые. Клубы велолюбителей существовали всегда, но единого велосообщества не было. В 2009 году мы начали проводить первые общественные мероприятия, а с 2010 года уже официально зарегистрировали организацию «Вело-Город». В 2013-м получили межрегиональный статус и вышли в другие города.
Поначалу я вкладывал деньги из своего кармана. Позже подключил спонсоров и даже принял участие в областных грантах. На старте меня мало, кто поддерживал из окружения,– все крутили пальцем у виска, говорили: «Зачем ты в эту сферу полез? Там же нет ни денег, ни перспектив». Но интерес у меня только возрастал, а команда единомышленников пополнялась.
–Какая была цель?
– Мы понимали, что необходимо развивать инфраструктуру: в городах не было велодорожек, специальных парковок, экстрим-парков. Еще хотелось сделать велосипеды популярными. Раньше у большинства горожан были стереотипы: велосипед воспринимался исключительно как вид спорта, либо как удел бедных, у кого денег не хватало на автомобиль. Это такие издержки советского мышления. И к велодвижению отношение было скептичным. Тогда мы загорелись идеей сделать так, чтобы в сознании людей велосипед закрепился как удобный вид транспорта.
Ещё почему-то раньше считалось, что на велосипеде можно кататься только летом. Мы и этот миф разрушили. Проводили гонки на льду, зимние велопутешествия. Бывало, что у нас в неделю проходило по три мероприятия.
Полезная провокация
– Какие проекты «Вело-Города» вы считате самыми успешными?
– В 2011-м мы запустили конкурс «МиссВелогород». Главной идеейбыло привить уральцам моду на велосипеды, не дожидаясь, когда мужчины возьмут на себя эту инициативу (смеется, –прим. редакции).
Велосипедисты из старой городской тусовки скептически относились к идеям «Вело-Города», критиковали нас за то, что мы делаем культуру массовой. Вот и к конкурсу придрались: мол, участницы – вовсе не спортсменки и не профессионалы. Но мы-то как раз и добивались, чтобы участвовать смогли все слои общества. Часто к нам даже приходили финалистки конкурса красоты «МиссЕкатеринбург». Вскорео нас услышал весь регион.
Но самым провокационным проектом стала «Веломагистраль». Несколько десятков велосипедистов выезжают на городские улицы и движутся колонной, не нарушая при этом правил дорожного движения. Такой массовый заезд создавал ощущение, что город буквально наводнили велосипеды. Да, это было немного опасно как для самих участников, так и для водителей. Но цель проекта как раз и заключалась в том, чтобы дать толчок к развитию инфраструктуры. И если в 2011 году речи о тех же велодорожках в городе никто не заводил, то спустя пару лет уже начались планировки выделенных полос в центре. Такая вот полезная провокация получилась.
– Среди городской молодежи популярны и экстремальные велосипеды. Они тоже под вашей опекой?
– Больше скажу, «Вело-Город» как раз и стартовал с фестиваля экстрима в 2010 году. Тогда мы провели соревнования для любителей BMX (велосипед для выполнения трюков, – прим. редакции) и горного велосипеда –маунтинбайка.
Но в Екатеринбурге долго сохранялась проблема BMX-велосипедов. Подростки гоняли на них по перилам и бордюрам в центре города. Это портит городское имущество, да и много травм. Наша организация добилась, чтобы в Екатеринбурге стало больше специально оборудованных для такой езды экстрим-парков с трамплинами.
– Довольны результатами работы проекта за все годы?
– Благодаря нам, для велосипедов скорректировали правила дорожного движения в городе. При поддержке ГИБДД мы стали обучать этим правилам горожан. Также мы повлияли на проект генплана Екатеринбурга – другое дело, что его еще нужно воплотить в жизнь.
Сегодня сердце горожан и многих автомобилистов оттаяло. Наконец-то велосипеды воспринимают, как транспорт. Появилась культура велодвижения. И это тоже, пожалуй, наша заслуга.
А еще радует, что о нас узнали за пределами Урала. Конкурсы и проекты по нашему образцу стали воплощать и в других регионах. Верю, что в будущем все изменится в лучшую сторону и для велосипедистов будут созданы нужные условия.