В начале июня в разных районах Екатеринбурга появятся арт-объекты от уральских художников. Команда «ЧО» презентует третий сезон паблик-арт программы.
На какую тему выскажутся авторы и где горожан научат паблик-арту? Рассказываем в дайджесте по итогам пресс-конференции.
Почему фестиваль «ЧО» теперь паблик-арт программа?
– Мы решили переформатировать «ЧО» в паблик-арт-программу. Фестиваль подразумевает насыщенный событиями короткий промежуток времени, к тому же мы не просто устанавливаем арт-объекты, но сопровождаем их мероприятиями публичной программы. Программа будет длиться с мая по ноябрь, возможно, в будущем станет круглогодичной, – прокомментировал руководитель фестиваля «ЧО», креативный директор “Атомстройкомплекса” Никита Харисов.
При чем тут вымыслы? Зачем промыслы?
Тема третьего сезона «ЧО» – «Вымыслы и промыслы». Так ее сформулировал куратор Илья Шипиловских. Вот как он объясняет замысел:
-Темы открывает широкие возможности для интерпретации, но, в то же время, задает ощутимый контур идей и размышлений, вдохновляющих художников, приглашенных к участию в фестивале. Где-то между вымыслами и промыслами разворачивается задокументированная история Урала с момента строительства первых демидовских заводов по сегодняшний день. В этой истории тесно переплелись обещания несметных богатств и реальная непрекращающаяся работа, центростремительная власть и авантюризм первооткрывателей, государственные предприятия и артели кустарей, мечты о будущем и споры о прошлом, сказы и мастера, слова и дела. Именно эта история предстаёт предметом нашего кураторского и художественного исследования.
Что такое вымыслы? Это слово приходит на ум каждый раз, когда натыкаешься на сравнения Урала с Швейцарией или Екатеринбурга с Манчестером. Но в то же время, вымыслы, или то, что создано воображением, это и валюта художника, и главный ресурс для построения будущего. Мы все ценим хорошие истории, они – то, чего мы с давних времен хотим от искусства. С тех пор, как впервые увидели бизонов и носорогов, нарисованных шаманом, и услышали от него, как завтра они станут нашей добычей, а после и покровителями в других мирах. Мы по-прежнему хотим хороших историй – именно в искусстве и среде искусства артикулируются и проговариваются возможности максимального равенства, инклюзивности и принятия. Меняются формы, инструменты и машинерия, искусство развивается вместе с обществом, продолжая опираться на силу воображения. В Екатеринбурге очень хорошо понимают эту силу. Только за последнюю пару десятков лет были сформулированы мысли о том, что наш город – третья столица России, вторая столица русского рока, столица стрит-арта, рекордсмен книги рекордов Гиннеса по поеданию майонеза. А ещё всё это время город стремился принять “Экспо”, построить аналог Диснейленда, канатную дорогу и, конечно, вторую ветку метро. И даже если всё или многое из этого пока только вымыслы, они всё равно способны удивительным образом вдохновлять как простых горожан, так и художников.
И причём тут промыслы? Кажется, это что-то, оставшееся в далеком прошлом. Хотя занятие делом, способным обеспечить доход, для абсолютного большинства – необходимость. Просто сегодня люди промышляют перепродажей вещей на авито, съемками с помощью дрона, экскурсиями по конструктивистским памятникам, созданием видео для тик-тока, диджеингом и коучингом, ноготочками и ремонтом айфонов. Подобными практиками сегодня в России занято большое количество людей, можно сказать, это новый класс. Появляется ряд вопросов, которые хочется задать именно в рамках кураторского исследования. Можно ли продолжить этот ряд занятием искусством? Относятся ли художники к этому классу? Часто ли они создают работы, обращенные к их попутчикам по прекарному труду? Где сегодня возможна встреча искусства и зрителя? И можно ли, в конце концов, найти такие промыслы, которые способны создать новые вымыслы, и наоборот? У Екатеринбурга богатая история людского труда, меняющегося вслед за технологиями, определяющими направление развития территории и общества. Здесь всегда ценилось мастерство, сметливость, деловитость и умение увидеть перспективу. Кажется, это ценности, не утратившие своего значения и сегодня, что тоже находит отражение в искусстве.
Вымыслы и промыслы — это, одновременно, и архаичный язык, и стремительно устаревающие практики труда, и истончающиеся смыслы. Но это слова, обладающие шармом и провоцирующие работу мысли. Хочется подпустить их поближе, рассмотреть, увидев во всей актуальной красе с креативной экономикой, прекариатом, акторно-сетевой теорией и пост-современным искусством. Это ещё одна важная задача фестиваля – попытаться найти ответы на вызовы дня сегодняшнего, вглядываясь в прошлое с помощью оптики художественных практик и искусства.
Какие работы появятся в Екатеринбурге?
За полгода в Екатеринбурге появятся минимум семь оффлайн-объектов и больше 20 – цифровых. Вот какие работы художников точно презентуют в разных районах Екатеринбурга:
Вера Ишутинова «Техногенное гнездо»
В работе «Техногенное гнездо» Вера Ишутинова обращает внимание на изменения, которые претерпевает природа в эпоху антропоцена. Художница размышляет, какие формы может принимать биоразнообразие, когда уже существующее сегодня переплетение натурального и искусственного будет только расти. Таким образом создаётся пространство для разговора о нашем собственном месте в экосистеме и тех изменениях, которые происходят с окружающей средой и нами самими.
Наташа Пастухова «Идолы»
«Городские идолы» Натальи Пастуховой это новые тотемы, изображающие уже не диких, а домашних животных, давно ставших верными компаньонами и больше совсем не пугающих. Обращая внимание как на эволюцию отдельных видов, так и на изменение функционала искусства, обладавшего в прошлом значимой сакральной функцией, художница предлагает задуматься о том, как изменились мы сами, какой путь прошли.
«Вытирайте ноги, проходите!» от художника, пожелавшего остаться анонимным
Проект «Вытирайте ноги, проходите!» представляет собой вязаный коврик диаметром 10 метров, сплетенный из бывшей в употреблении баннерной ткани. В работе используется принцип переработки ветоши нашими бабушками, когда не нужные или не функциональные больше вещи разрезались на ленты и из них вязались коврики. Перерабатывая таким образом старые рекламные баннеры, анонимный художник говорит о складывающейся сегодня ситуации, когда ресайкл происходит из-за избытка и захламления, а не дефицита. Экономия становится синонимом экологии.
Красил Макар «Портал»
«В постоянном сегодня бывает сложно проследить переход из прошлого в будущее. Портал позволит торжественно зафиксировать момент этого перехода. Шаг сквозь портал — особенный, среди множества прочих наших шагов в будущее», – говорит художник.
Арт-группа LKKL «Индустриальный младенец»
«Индустриальный младенец» размером 2,2 метра из алюминия от художниц Людмилы Калиниченко и Ксении Лариной вдохновлен историей промышленного освоения Урала: первыми заводами, чьи механизмы наполняла энергией и жизнью вода. Младенец, выныривающий из пруда за плотиной, предстаёт символом возможного будущего индустриального наследия региона. Закрытые глаза и умиротворяющая улыбка отсылают к семантике буддийских колоссов, призыву к осмыслению и осознанию происходящего, заложенных в них.
Хо Гуй «Визмут»
Внешний вид проекта «ВИЗМУТ» вдохновлен архаичными архитектурными формами — зиккуратами и пирамидами. Причём эти формы словно мутируют, превращаясь в то, как выглядит металл висмут, также обладающий ступенчатой структурой и своеобразным «глитч-эффектом», а еще похожий на 3-d скульптуру. Местом расположения будет ВИЗ, и поэтому в имени проекта появляется игра слов, когда первая часть названия металла превращается в название района, а во второй появляется МУТ, египетская богиня-мать и покровительница материнства.
Олеся Ильенок Wall of Scroll
Проект «Wall_for_scroll» — это практика уличного искусства в городском цифровом слое. Основываясь на изменениях города и понятия публичного пространства с развитием цифровых технологий, Олеся Ильенок способствует интервенции необычных цифровых объектов в рекламное поле интернета, сохраняя важные этические аспекты уличного искусства. Каждый объект представляет собой текстовое послание, размещенное на подобранном под него снимке с Google-карт. Текстовые послания созданы алгоритмом на основе пяти тысяч надписей с российских улиц.В рамках проекта появится 20 цифровых объектов.
Фестиваль уральской анимации и школа паблик-арта
Куратор публичной программы – Артем Антипин. В этом году партнеры фестиваля – уральский филиал ГМИИ им. Пушкина приготовили 60 мероприятий.
Летом в ГЦСИ начнет работу две творческих мастерских для горожан. Маленькие екатеринбуржцы вместе с родителями могут посещать по выходным творческий лагерь. Под руководством художника ребята создадут объекты для фестиваля. Для юных екатеринбуржцев, занимающихся искусством или желающих сделать первые шаги в этом направлении, “ЧО” откроет Уральскую школу паблик-арта. Набор стартует уже в июле, а обучение – в августе. Куратором программы станет Лизавета Матвеева – куратор из Санкт-Петербурга. За ее спиной – работа на одном из основных проектов VII Международной московской биеннале молодого искусства — диджитал-выставке «Я не знаю, Земля кружится или нет…», которая объединила около 40 художников, писателей и поэтов из Великобритании, Беларуси, Германии, Грузии, Мексики, Польши, России, США и Украины. Лизавета также курирует выставки в музеях, галереях и самоорганизованных пространствах, среди которых проект «Старт», ЦСИ «Винзавод» и другие.
Участники школы паблик-арта будут изучать не только теорию, но и создавать свои проекты, которые будут питчить преподавателям. Возможно, какие-то из них реализуется в четвертом сезоне “ЧО”.
Также в планах “ЧО” – устроить ярмарку современных художников, благотворительную акцию в помощь бездомных животным, фиджитал-квест и показы уральской анимации в районных кинотеатрах Екатеринбурга. И это еще не все:)
«ЧО» давно держит марку самого долгого фестиваля уличного искусства в Екатеринбурге, поэтому последние объекты и мероприятия пройдут в ноябре 2022 года.