Примерное время чтения: 7 минут
647

Что смотреть в новогодние праздники? «Союз спасения» российского кино

предоставлено авторами фильма / «АиФ-Урал»
 

О том, могут или не могут снимать в России кино на уровне Голливуда, спорят уже не первое десятилетие. Отличные фильмы отечественные киноделы, без сомнения, могут снимать, но ради большинства из них совсем не обязательно идти в кинозал. Авторские фильмы, некоторые комедии или не особо бюджетные социальные триллеры вроде «Завода» Юрия Быкова можно спокойно смотреть и на домашнем экране – сильно от этого они не проиграют. А вот по-настоящему большой фильм с отличными спецэффектами, который надо смотреть именно в кинотеатре, – явление в отечественном кинематографе исчезающе редкое. Если же добавить в требования крепкий сюжет и раскрытие персонажей, становится совсем грустно. Тот же недавний «Т-34» порадовал отличной боёвкой, но оставил у зрителей массу вопросов по поводу сюжета и актерской игры. И вот под самый конец 2019 года  пришло спасение.

«Союз спасения» – это такой русский «Аватар». В том смысле, что для полноты ощущений его надо смотреть именно в кинотеатре, с хорошим звуком. 3D тут нет, но, как мне кажется, мода на этот эффект со времен «Аватара» отошла. Здесь нет красот Пандоры и парящих остров, зато есть прекрасные панорамы зимнего Питера и масштабные батальные сцены. К тому, что войну у нас, в общем, умеют снимать мы давно привыкли, но только войну ХХ века – «28 панфиловцев», «Брестская крепость» или «Балканский рубеж».

Фото: «АиФ-Урал»/ предоставлено авторами проекта

А здесь другая эпоха, другой мир – только не будущего, как в «Аватаре», а прошлого. И батальные сцены тут другие – шеренги солдат в пестрых мундирах, блестящие кирасы летящей в атаку тяжелой конницы, развевающиеся знамена, залпы кремневых ружей. Такого в отечественном кино не было давно, а в таком масштабе и качестве – пожалуй, что никогда, со времен «Войны и мира» Бондарчука-старшего. При этом создателям боёвки удалось пройти по тонкому льду – сцены боя выглядят реалистично, но без излишних физиологических подробностей, что позволяет фильму попадать под категорию 12+.

Фото: «АиФ-Урал»/ предоставлено авторами фильма

На экране сотни солдат ХIХ века, которые живут, ведут себя и сражаются так, что зритель не сомневается – это именно то столетие. Дотошные историки наверняка найдут неточности. Они тут, без сомнения, есть – кое-какие вольности создатели фильма себе позволили, и писать дипломную работу по  истории, опираясь на «Союз спасения», безусловно, не стоит. Но это именно тот случай, когда фильму легко прощаешь. Потому что взамен создатели дали зрителю напряженную историю и отличные батальные сцены, о которых было сказано выше.

При этом фильм не скатывается в простой кино-шутер. Тут есть хорошо рассказанная история и яркие персонажи. Но создатели уловили тренд современного большого кино, требующий, чтобы на экране было как можно больше действия. И они смогли дать это зрителю, не скатившись в примитивный одноразовый боевик.

Фото: пресс-служба / предоставлено авторами проекта

В фильме, помимо тысяч статистов больше десятка значимых персонажей.  Это не только ключевые фигуры из сообщества декабристов вроде Рылеева, Каховского, Трубецкого и других. Тут и другие участники тех событий: император Николай, его брат Александр, генерал Милорадович, князь Щербатов. Фильм достаточно длинный – около 2 часов, но на каждого из персонажей экранного времени не так много. И тем не менее, актерам это вполне удается.

Фото: «АиФ-Урал»/ предоставлено авторами проекта

И немного о политической стороне вопроса. В социальных сетях еще до начала предпремьерных показов разыгрались нешуточные драмы вокруг того, в чью сторону фильм ангажирован и какой скрытый Кремлем мессидж он должен вложить в голову зрителю. Тем более что в последние годы вышло сразу несколько документальных фильмов, посвященных восстанию декабристов, где отношение к ним выражено абсолютно недвусмысленно.

Фото: «АиФ-Урал»/ предоставлено авторами проекта

В «Союзе спасения» я такой оценки не заметил. Возможно, она есть, но не явная. А может быть, авторы оставили простор для оценки самим зрителям. Лично я, опираясь только на этот фильм, не смог бы сказать однозначно, победили декабристы тогда на Сенатской или проиграли. «Союз спасения» – это красивое кино про красивых людей. Поэтому и сама история, произошедшая 14 декабря 1826 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, здесь приукрашена. Но именно за это создателям стоит сказать огромное спасибо.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах