«Есть такое греческое слово «метанойя», которое переводится как «перемена ума, изменение сознания». Так вот, именно она является главным смыслом не только Великого поста, а всей христианской жизни», – говорит настоятель храма святителя Николая Чудотворца при Уральском горном университете, протоирей Игорь Бачинин. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Условие прощения
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Отец Игорь, как вы относитесь к Масленице – неделе, в которой есть отголоски язычества?
Игорь Бачинин: – Если мне не изменяет память, блаженный Августин говорил, что мы не должны смущаться теми формами, которые существуют в этом мире, мы должны их брать и преобразовывать в средства спасения.
– Как преобразовываются в средства спасения блины?
– Очень просто. Блины – это элемент чаепития, которое, в свою очередь, как трапеза – форма общения. Масленичная неделя же проходит в преддверии Прощёного воскресенья, и предполагается, что люди, идя (улыбается. – Ред.) даже к тёще на блины, идут не просто вкусно поесть, а, главное, пообщаться и примириться. Масленичная неделя предполагает, что, прежде чем просить прощения у Бога, мы должны примириться друг с другом. К слову, как-то попалась на глаза на аватарке одного человека такая фраза: «Странные люди, обижают друг друга, а прощения просят у Бога». Между тем в единственной молитве, которую нам дал Иисус Христос – «Отче наш», – есть такие слова: «…И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть условием прощения моих долгов перед Богом является то, как я прощаю долги других людей передо мною.
И поэтому Масленичная неделя приготовляет нас к Великому посту, тем более что в этот период мы уже не едим мяса. А с Прощёного воскресенья начинается Великий пост, во время которого ограничивается употребление всей пищи животного происхождения, или, как её ещё называют, скоромной пищи.
– Для чего существуют столь жёсткие ограничения?
– Для того чтобы внешними средствами приготовить человека к главному деланию Великого поста – к той духовной десятине, которую мы, как христиане, должны отдать Богу, чтобы к Пасхе – самому главному событию в нашей жизни – приготовить себя, принося искреннее покаяние. Соблюдение этих нехитрых правил очищения своей плоти, сердца, чувств помогает человеку приблизиться к полноте той радости, о которой Господь сказал: «…Скорбь ваша обратится в радость… и этой радости вашей уже никто не отнимет у вас». И, чтобы эту радость обрести, нужно пройти определённый путь.
Навык воздержания
– То есть гастрономическая составляющая на этом пути не самое основное?
– Это средство. Я бы даже сказал, одно из средств. Ведь есть люди, которым строгое соблюдение поста не по силам, или, скажем, люди, имеющие определённые хронические заболевания, не позволяющие ограничивать себя в пище животного происхождения. Для них ограничение в питании может быть связано с унынием, ропотом, проблемами в состоянии здоровья… Церковь точно не ради этого благословляет соблюдение поста. Ограничения в пище, которые христиане на себя накладывают, должны быть по силам человеку.
– В таком случае что самое главное? В чём смысл Великого поста?
– Своё общественное служение Христос начал с таких слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное». Есть такое греческое слово «метанойя», которое переводится как «перемена ума, изменение сознания». Так вот, именно она является главным смыслом не только Великого поста, а всей христианской жизни. То есть, если человек принял на себя имя христианина, он взял на себя очень важную обязанность – меняться. А преподобный Иоанн Лествичник говорил, что воздержание является матерью всех добродетелей.
Да, воздержание – широкое понятие. Но воздерживаться от «видимого», чем являются различные снеди и питие, гораздо проще, чем от каких-то худых мыслей, бесполезного общения, пустых разговоров… И предполагается, что, воздерживаясь от определённой пищи, человек приобретает навык, привычку, которая потом реализует себя в каких-то других формах человеческой жизни, где тоже необходимо воздержание.
– В период поста желательно ограничивать себя и в информации, и в развлечениях. Как это возможно в современной жизни?
– При желании всё возможно. Согласитесь, когда человек оказывается в обстоятельствах вынужденного ограничения в этом, он легко без всего этого обходится.
Знаете, в Пасхальном тропаре есть такие слова «смертию смерть поправ». Действительно, Господь победил смерть, и Он даёт нам с вами возможность войти в эту победу. Между тем победа над смертью выражается в постепенном умерщвлении своей плоти. В том числе посредством ограничений, о которых мы с вами говорим. Действительно, на первый взгляд, как обходиться без гаджетов, без новостей, без общения? Но ведь это вопрос выбора каждого человека.
Прощёное воскресенье – повод примириться и сказать «прости». Фото: YouTube
Есть ещё такой великий учитель Церкви, как Василий Великий, который говорил, что в духовной жизни важны два основных закона: постепенство и постоянство. И в этом глубокий смысл! Когда человек ограничивает себя только в гастрономическом аспекте, то Пасхальную ночь и Светлую седмицу он встречает с ощущением: «О, теперь всё можно!» Наверное, это тоже своего рода форма радости… Но есть гораздо более глубокие переживания, чувства. И если хочется эту глубину постичь и самого себя испытать, то к этой полноте чувств надо подходить постепенно. Причём даже к воздержанию от пищи я бы порекомендовал подходить постепенно. Если тебе трудно, да съешь ты кусок мяса, конфетку, мороженку – это лучше, чем ты будешь себя угнетать помыслами, осуждать себя за это, унывать, думать «когда же это всё закончится?».
Ограничения должны быть добровольным движением человеческой воли, для того чтобы её укрепить и быть способным противостоять большему искушению и злу.
По большому счёту, не важно, что ты делаешь, важно, каким смыслом ты это наполняешь.
«Бедовая» вера
– Великое начинается с малого?
– Знаете, в этом году мы были в паломничестве… Не буду называть епархию, владыку, но я порадовался, что у нас есть такое священство. Когда владыка – простой, открытый, скромный в общении – увидел нашу группу паломников, он дал своим помощникам задание всех без исключения угостить мороженым. Представляете, какое радушие по отношению к незнакомым людям! Причём оно не только к нам проявилось, человек так живёт. Он себя упражняет в милосердии и делании добрых дел. А потом я с удивлением узнал, что этот владыка каждую неделю по субботам ходит в онкологическое отделение больницы и… моет полы! Это его служение людям, служение Церкви. И он понимает, что это в первую очередь нужно ему самому.
Вот это понимание, какую пользу я могу приобрести, ограничивая себя в чём-то, творя добрые дела, в нашу церковную жизнь только-только начинает возвращаться. Если верить научным исследованиям, то (на прошлый год) 66% россиян идентифицируют себя с православием. Но из тех, кто себя с этой традицией формально ассоциирует, реально живут в соответствии с ней лишь 1–2% . Наверное, чтобы люди стали реально жить в соответствии с традициями православия, в их жизни должно что-то произойти. Что обычно происходит?
– Беда, горе.
– К сожалению, да. У меня сложилось впечатление, что для многих наших соотечественников та деятельная вера, которая у них есть, – «бедовая». То есть к осознанию необходимости этой веры подводит какая-то трагедия, какие-то жизненные обстоятельства, сложности. В этом нет ничего удивительного. В своë время ещё святитель Игнатий Брянчанинов сказал, что все те скорби, трудности, болезни, тяготы жизни, которые испытывает человек, есть действие Божественной любви, которая своим промыслом пытается восполнить ваше неусердие на пути спасения.
Мы твёрдо знаем, что за семь с половиной тысячелетий (исходя из церковного летоисчисления сейчас начался 7533 год с конца сотворения мира) любовь Божия к человеку не изменилась. Изменился сам человек. И что-то в его жизни должно произойти, чтобы он это осознал и понял. Всё бы ничего, но, как говорится в Псалтыри, время жизни человека «семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет». Так скоротечен период жизни человека здесь, на земле, что люди, которые его прожили, говорят: «Жизнь прошла, как птица пролетела».
Повторюсь, наша с вами земная жизнь очень скоротечна по сравнению с той вечностью, в которую Господь нас призывает. И те ограничения, которые мы на себя накладываем, – это путь возвращения в отношения с Богом. Конечно, не все этого хотят. И немногие в это верят. Ещё меньше людей, которые это осознают, понимают и готовы ради этого провести пост должным образом, чтобы получить для себя духовную пользу и приблизиться к той радости, которую, как сказал Господь, никто и никогда не отнимет у вас. Весь Великий пост, весь духовный труд, который человек на себя принимает, как раз ради того, чтобы испытать, прожить на Пасхальном богослужении эту радость. И ради тех духовных преобразований в самом себе, которые позволяют не только обрести, но и сохранить эту радость.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.