Примерное время чтения: 11 минут
635

Поликлиника или смартфон? В каких случаях поможет телемедицина

Ольга Кузьмина / «АиФ-Урал»

На фоне нарастающей дискуссии вокруг телемедицины (минувшим летом президент РФ Владимир Путин внес поправки в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан») «АиФ-Урал» провел тест-драйв известного мобильного приложения. Как работает телемедицина и в каких случаях помогает – в материале «АиФ-Урал».

Тест-драйв 1. Гинеколог

Первой примерить телемедицину на себя вместе с «АиФ-Урал» согласилась героиня Кристина (по ее просьбе имя изменено). К тридцати годам она стала мамой двоих детей и вот уже как семь недель ждет еще одного ребенка. В начале беременности она принимала глистогонное средство, а позже препараты для лечения кишечной инфекции, и теперь ее волнует вопрос: скажется ли это на здоровье плода. Кроме того, опасение вызывает небольшое опущение матки.

Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Кузьмина

Свою ситуацию Кристина письменно изложила врачу, который буквально был у нее на ладони. Алгоритм, как и заявлено, оказался очень простым:

  • устанавливаем приложение;
  • регистрируемся (ФИО и дата рождения);
  • привязываем банковскую карту;
  • через считанные секунды связываемся со специалистом (терапевтом, педиатром или, как в нашем случае, гинекологом).

Первая консультация обошлась нам в 99 рублей, цена следующих – 499.

Читая ответы, наша героиня то и дело приговаривала: «Неинтересный ответ», «Пишет то, что указано в аннотации к лекарству», «Так я могу ответить и не будь гинекологом». Не воодушевило Кристину и заключение, которое пришло в личный кабинет практически сразу после консультации: сделать УЗИ, проконсультироваться у акушера-гинеколога, встать на учет по беременности и наблюдаться по месту жительства. Все это девушка знает и так. Недавно она была на приеме в поликлинике рядом с домом, и ответы, которые она получила там, удовлетворили ее намного больше:

– Что значит: «Может быть, скажется, а может, не скажется?» С таким успехом я могу погадать на кофейной гуще – будет то же самое. При этом тех рекомендаций, которые я получила у врача на очном приеме, мне не дали. Возможно, для тех, кто рожает в первый раз, такая услуга будет полезной, но после двух родов я и сама кому угодно дам консультацию.

Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Кузьмина
Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Кузьмина

Тест-драйв 2. Видеозвонок педиатру

Но, может быть, все дело в том, что мы выбрали общение в чате, а не видеозвонок? Опробовать другой формат консультации в том же приложении вызывалась вторая наша героиня Майя. Мама двухмесячной малышки Софьи, она всегда держит при себе список вопросов. Теперь Майя готова адресовать их педиатру, который вот-вот появится на экране. Первый же вопрос – о том, какими упражнениями можно заниматься с ребенком в таком возрасте – разбился о назидательный тон врача:

– Это работа участковой медицинской сестры. Чтобы назначить вам комплекс упражнений, нужно собрать весь ваш анамнез. Почему не идете в местную поликлинику?

Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Кузьмина

Впрочем, дальше тон резко сменился на дружелюбный, и наша героиня все-таки узнала и о том, как делать гимнастику на пеленальном столике, и как определить, наедается ли ребенок грудным молоком, и что делать в случае, когда у малышки несколько дней нет стула (позже все это подробно резюмировали в отчете). В целом консультацией Майя осталась довольна:

– Не всегда веришь поисковикам и не всегда есть возможность сорваться и поехать в больницу. А вопросов всегда очень много. Да и много мнений – это хорошо. Плохо, когда они все разные. Но эта консультация лишь укрепила знания, полученные ранее.

Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Кузьмина

Тест-драйв 3. Терапевт

Ну, и наконец, мы никак не могли обойти вниманием сезонный рост простудных заболеваний и обратились к терапевту. В этом нам помог студент Никита. Днем ранее его настиг кашель и начало болеть горло. К утру симптомы усилились. При том что температура не повысилась, насморка нет. Этим молодой человек и поделился с врачом по видеосвязи.

Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Кузьмина

Первым делом специалист обеспокоился состоянием горла. Следуя указаниям врача, Никита подошел к зеркалу и стал искать у себя в ротовой полости какие-либо налеты или язвочки. Далее он нашел миндалины и убедился в том, что они не увеличены и выглядят так, как обычно. После такого импровизированного «осмотра» терапевт несколько минут пояснял, чем могут быть вызваны обозначенные симптомы и как могут развиваться события далее. А в конце добавил:

– К сожалению, дистанционно я не смогу перечислить все признаки, которые проявляются при тех или иных заболеваниях. Скорее всего, в данном случае речь идет о фарингите. Но подтвердить диагноз и назначить лечение можно только после осмотра горла. Если действительно это фарингит, то тогда вам назначат противовоспалительные препараты, такие как «ОКИ», «Тантум Верде» и «Стрепфен». При подтверждении инфекционной природы воспаления понадобятся антисептики.

Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Кузьмина

Наш эксперимент оставил смешанные чувства. Так или иначе обе консультации завершились схожим советом – посетить врача по месту жительства. О том, что общение со специалистом в режиме «онлайн» не заменит очного приема, оговаривается и в самом приложении. Более того, после вступления в силу законодательных поправок, телеконсультация без предварительной встречи с лечащим врачом будет вообще не допустима. Ну, а пока эта сфера остается нерегулируемой (что, в общем-то, не мешает ей существовать), возлагать на нее больших надежд вряд ли стоит.

Онлайн или реальность

Марина АГАПОЧКИНА, директор правовой медицинской компании ООО «Правовой медконтроль»:

– Безусловно, медицина идет по пути компьютеризации. Но «использование компьютерных технологий в работе медицинских организаций» (когда мы говорим о введение электронных рецептов, больничных листов, электронных карт) – это одно, а «медицинская помощь с помощью телемедицинских технологий» – совсем другое. Представим, что есть некто, пусть даже это и врач, который связывается с пациентами по мессенджеру.

Если мы хотим называть это консультацией, тогда этот некто как минимум должен иметь лицензию на медицинскую деятельность. Кроме того, консультация предполагает осмотр, ощупывание, простукивание и пр., а ее итогом становится вынесение диагноза и определение тактики лечения. Иначе формально это не консультация… Но что?

Внести понимание в эту ситуацию призваны последние изменения в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». В этих поправках, в частности, есть отсылочная норма о том, что медицинская помощь (и консультации с применением телемедицинских технологий в том числе), должна организовываться и оказываться в порядке, который установит Минздрав России. Загвоздка в том, что этот порядок еще не принят. И каким он будет после вступления закона в силу 1 января, пока – вопрос открытый. А пока любые консультации в Интернете или по телефону являются не законными.

Где работает телемедицина

Юрий МАРЧУК, ответственный за техническое сопровождение телемедицинских мероприятий ТКОЦ НПЦ «Бонум»:

– Наш центр начал практиковать телеконсультации одним из первых в Свердловской области – еще в 2007 году. Сегодня на территории региона организована целая телемедицинская сеть, к которой подключено 119 медицинских учреждений. Сервер установлен в Свердловском областном медицинском информационно-вычислительном центре (МИАЦ). Обычно первая консультация проходит очно, а уже повторные консультации назначаются онлайн.

Это особенно удобно, когда человек живет за 300 километров от Екатеринбурга и не может ездить сюда постоянно. При этом, в отличие от различных мобильных приложений, мы не консультируем пациентов напрямую. Поскольку наша сеть закрыта, позвонить нам можно только из партнерского медицинского учреждения. Для этого у обеих сторон должно стоять оборудование, совместимое друг с другом. По факту идет коммуникация «врач – врач», в которой активное участие принимает и пациент.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах