«Главное – погода в доме», – гласит известная поговорка. Но как погода в доме может быть хорошей, если вокруг слишком много хлама?
Кто такая Мари Кондо и при чем тут уборка?
Для начала разберемся, чем известна Мари Кондо. Википедия называет её специалистом по наведению порядка в доме и автором четырёх книг по организации домашнего быта. Как говорит сама Мари Кондо, она заинтересовалась методами организации пространства ещё в раннем детстве. Она внимательно читала статьи по этой теме вместо игр с куклами, изучала книги и журналы по домоводству и применяла полученные знания на практике в школе и дома.
Такое упорство дало свои плоды: её авторский метод уборки стал мировым хитом, книга «Магическая уборка» получила статус бестселлера, и в 2015 году Мари даже вошла в топ-100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
При этом сам метод уборки не требует ничего сверхъестественного: вот 10 основных принципов по Мари Кондо.
1. Сначала выбрасываем все ненужное, потом убираемся
Главная идея тут в том, что перед уборкой нужно освободить максимальное количество места. И делать это нужно заранее, а не совмещать пробежки до мусорного ведра с систематизацией пространства.
Олеся, бариста: «Для меня этот совет стал открытием. Я тот ещё хомяк, и главная проблема уборки – это горы мусора вроде билетиков с красивыми цифрами, милых сувенирных кружек, растянутых любимых футболок… Уборка растягивалась и не имела конца, потому что я зависала над своими сокровищами. Зато теперь раз в месяц я просто выделяю пару часов именно на разбор и выброс хлама, потом даже генеральная уборка занимает совсем немного времени».
2. Расхламляем по категориям, а не по комнатам
Принцип, логично вытекающий из предыдущего. Убирать одну комнату можно бесконечно, а вот разбирать вещи по категориям куда быстрее. Подход примерно такой: сначала разбираем всю одежду, выбросив ненужное и приводя в порядок все нужное. Затем разбираем книги (скажите честно, сколько из них вы вообще открывали?), потом приводим в порядок бумаги и документы, разбираем косметику, сентиментальные штучки и так далее.
3. Помним, что каждой вещи – свое место
Самая большая проблема большинства из нас. Остается только приучать себя и домочадцев жить по принципу «взял – положи на место». Поменять свои привычки уж точно стоит – будет приятно не искать любимые носки, зарядку для планшета или объектив от фотоаппарата.
Ксения, офис-менеджер: «Всем буду советовать заиметь разделители для ящиков! Можно как выбрать готовые, так и сделать разделители из коробок. Точно помогает в хранении белья, косметики, детских игрушек – всё на виду, у всего свое место».
4. Храним вещи, основываясь на частоте их использования
Мари уверена, что устройства для хранения — тоже бесполезный хлам. Чтобы не увеличивать его количество, не надо их покупать. Достаточно просто хранить вещи в зависимости от частоты использования: например, ваши кружки-тарелки должны быть всегда под рукой, а гостевой сервиз можно убрать на полку повыше.
5. Организуем предметы по размерам
Мелкие вещи легко не заметить в куче больших, а ведь наша цель как раз в том, чтобы не приходилось ничего искать. Сортируем и храним вещи в зависимости от размеров: пусть отдельно висят зимние пуховики и тоненькие ветровки, отдельно хранятся большие мягкие игрушки и фигурки из киндер-сюрпризов и так далее.
Евгения, воспитатель: «Ввела такой принцип даже на работе в детсаду. Все общие игрушки теперь храним по трём разным контейнерам в зависимости от размера, самым маленьким детям теперь легко найти нужную игрушку».
6. Раскладываем предметы по цветам
Ещё один принцип, помогающий держать все перед глазами. По мнению Мари Кондо, одежду стоит развешивать слева направо от тёмных цветов к светлым. Так будет не только удобно искать нужную вещь, но и просто приятно смотреть на свое имущество. А ещё, по её мнению, именно такое упорядоченное по цветам хранение одежды будет радовать нас ежедневно.
7. Используем вертикальное хранение
Все вещи, которые не обязательно развешивать, нужно сложить так, чтобы они могли стоять самостоятельно, или можно свернуть в виде роллов и вертикально поставить в ящики, что даст полный обзор и удобство использования.
Сергей, программист: «Я фанат одной вселенной комиксов, так что и коллекция футболок с персонажами соответствующая. Увидел этот лайфхак в инстаграме и попробовал хранить свои футболки и толстовки так же, пока складывал их обратно в ящик, выяснил, что я про половину из них просто забыл – их не было видно под другой одеждой».
8. Храним только в прозрачных контейнерах
Возможно, пока вы разбираете вещи по категориям, вам пришла в голову идея разложить всё по коробкам и контейнерам. И вот тут Мари наверняка вас подловила: помните, что как только вы уберёте предметы по коробкам, вы про них забудете, ведь их не видно. Так что пусть уж контейнеры будут прозрачными.
9. Используем одинаковые упаковки
Чем больше разномастных баночек и бутылочек с этикетками, тем больше визуального шума и ощущения беспорядка. Бороться с этим легко: заводим красивые ёмкости под шампуни и мыло в ванной, пересыпаем все крупы и макароны на кухне в красивые банки. Ну или убираем все этикетки со всех ёмкостей – и визуального шума куда меньше.
Алёна, фитнес-тренер: «Я знаю главный секрет всех этих нереально красивых инстаграм-блогов: минимум вещей и одинаковые банки под всё! С тех пор как купила в Икее красивые (и одинаковые!) диспенсеры для всех банок в ванной, как пересыпала все сыпучие кухонные продукты в прозрачные ёмкости, делаю селфи с удовольствием. До этого постоянно приходилось стирать в приложении мелкие детали с заднего плана, какой-нибудь шампунь в дурацкой упаковке добавлял ощущение сельхоз-вечеринки даже к самому эротичному селфи в ванной, было очень обидно замечать это постфактум».
10. Оставляем только то, что приносит радость
Мари Кондо рассматривает процесс оптимальной организации пространства в доме с двух плоскостей – духовной и практической. Частично она вдохновлялась распространённой в Японии синтоистской религией и потому убеждена, что уборка оказывает лечебный эффект на человека: приводит мысли в порядок и успокаивает. Постоянно используемые вещи должны приносить радость – все остальное имеет куда меньшее значение.