Не за горами новогодние праздники. Уральцы начинают задумываться, где провести зимние выходные, и всё чаще обращают внимание на глэмпинги. По данным Минэкономразвития России, за последний год популярность такого туризма выросла в два раза. Как глэмпинг влияет на регион и рентабелен ли такой бизнес для предпринимателей, объясняет заведующая кафедрой туристического бизнеса и гостеприимства УрГЭУ Евгения Радыгина.
«Палатка-люкс»
Ксения Огородникова, «АиФ-Урал»: — Евгения Геннадьевна, почему в последние годы вырос интерес уральцев к глэмпингу?
Евгения Радыгина: — Глэмпинг сейчас не просто модное слово — это новый тренд в туриндустрии. Глэмпинг часто понимают как «гламурный кемпинг», где близость к природе сочетается с комфортностью размещения. Гостям предлагают проживание в уже оборудованных шатрах, куполах или домиках с мебелью, электричеством и отоплением, иногда даже с санузлом. Это позволяет побыть наедине с природой в любое время года, не обладая при этом специальной подготовкой и экипировкой. Развитие предложений можно назвать перезагрузкой баз отдыха. База отдыха представляет собой территорию, где можно интересно провести время, с определёнными локациями и развлечениями, и с услугами размещения. Глэмпинг — это та же база отдыха, но с другой концепцией, более актуальной для сегодняшнего потребителя.

— Кто в первую очередь выбирает такой вид туризма?
— Глэмпинги отвечают запросу самостоятельных путешественников на так называемые туры выходного дня. Такой формат популярен у людей из близлежащих городов, которые ищут экологичные виды отдыха. Основными сегментами являются пары до 40 лет и семьи с детьми. Как правило, это люди со средним уровнем дохода и выше среднего, готовые платить за комфорт и уникальный опыт: средняя стоимость ночи в глэмпинге летом 2024 года достигала 10,2 тысячи рублей, что на треть превышало средний чек в классическом отеле (7,8 тысячи рублей).
Просто построить — недостаточно
— Предложение сегодня успевает за спросом?
— По данным Ассоциации глэмпингов России, только за 2024 год в стране открылось около 250 новых объектов, а их общее число оценивалось в 500–700. Летом 2025 года количество бронирований глэмпингов в России выросло в два раза по сравнению с аналогичным сезоном прошлого года. В Свердловской области, по данным регионального департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства, за последний год количество глэмпингов увеличилось на 20%. В настоящее время туристов принимают более 120 таких объектов. Только рядом с Екатеринбургом действует порядка 30 глэмпингов.

Но с 1 сентября 2025 года вступили в силу новые требования по обязательной классификации, и многие глэмпинги не смогли пройти эту процедуру и оказались вне правового поля. Это привело к тому, что непрофессиональные проекты, не отвечавшие стандартам качества и безопасности, начали продавать свою инфраструктуру. Кроме того, стал понятен запрос потребителей на экологичный отдых и welness-развлечения, что потребовало расширения ассортимента дополнительных услуг.
— А в нашем регионе как обстоят дела с качеством глэмпингов?
— Сейчас есть обязанность по самоклассификации глэмпингов как средства размещения. Требования к глэмпингам достаточно демократичные: в номерах может не быть санузла, отопления, централизованного водоснабжения. Стоит учесть, что глэмпинг может функционировать сезонно или только по выходным и праздникам. Это не гостиничный уровень размещения, хотя и достаточно комфортный.

Плюс прибавляется спрос на дополнительные услуги, такие как баня, чан, рыбалка, поездки на снегокатах или катамаранах. Качество услуг глэмпингов оценивают потребители: если глэмпинг пользуется популярностью и гости готовы заплатить за проживание заявленные 8–12 тысяч рублей, то это значит, что качество их устраивает. В Свердловской области организаторы глэмпингов стараются сделать не просто места для размещения, а предложить что-то уникальное, что создаёт незабываемый отдых. Думаю, поэтому он и стал так популярен.
— Как вы оцениваете рентабельность такого бизнеса?
— Многим кажется, что глэмпинг как бизнес — это просто и относительно недорого. Сейчас требования туристов к комфорту растут. Недостаточно поставить несколько шатров, нужно ещё и организовать пространство, создать бытовые удобства, предоставить дополнительные услуги, обучить персонал. Это требует больших первоначальных вложений, точно так же, как в традиционном гостиничном бизнесе.

Несколько лет в Свердловской области выделяются грантовые средства на формирование туристской инфраструктуры, в том числе строительство некапитальных средств размещения и глэмпингов. Это может стать хорошей помощью предпринимателям при условии, что уже есть интересная идея, маркетинговая стратегия и первоначальный собственный капитал.