Тридцать лет назад, в последних числах декабря 1991 года, когда все жители Свердловской области готовились к новогодним празднествам, с политической карты мира исчезла страна, в которой все они родились и выросли.
Прощай, Свердловск!
К распаду Советского Союза уральцы психологически готовились весь 1991 год. Ещё в марте на референдуме о сохранении СССР Свердловск стал единственным в стране городом, проголосовавшим за развал страны. Не будем вдаваться в «витиеватость» поставленного на плебисците вопроса, но фактически именно за это выступили 62,4% горожан. При том что в регионе голоса разделились примерно поровну.
В августе в столице Урала после попытки путча в Москве был организован самый массовый митинг за всю историю города, на который собралось порядка 120 тысяч человек (этот рекорд не побит до сих пор). В этом противостоянии свердловчане в большинстве своём поддержали Бориса Ельцина.
А в сентябре местные депутаты, никого особо не спрашивая, вернули мегаполису историческое имя (хотя область до сих пор так и осталась Свердловской). 24 ноября газета «Вечерний Свердловск», носившая тогда гордый статус «городской независимой газеты», вышла под названием «Вечерний Екатеринбург». Вверху на первой полосе красовалась небольшая заметка под названием «Прощай, Свердловск. Здравствуй, Екатеринбург».
Поэтому, когда 8 декабря было подписано Беловежское соглашение, а 26-го единая когда-то страна окончательно развалилась, никаких массовых акций в столице Урала по этому поводу не было. Людей больше волновали пустые полки в магазинах, дефицит необходимых товаров, огромные очереди, разгул криминала и прочие социальные коллапсы. Всех интересовал вопрос выживания, а в какой конкретно стране – какая разница? Людей ждали «шоковая терапия» цен, безудержная инфляция, но это уже совсем другая история.
Уральский франк
Одним из следствий распада СССР стало создание в 1993 году Уральской республики. Регион целых пять месяцев носил данный статус. Эту историю долгое время рассматривали как пример «регионального сепаратизма» и попытку развалить целостность России, но, на самом деле, речь шла о другом. «Нам не нужен суверенитет, но очень нужны экономическая и законодательная самостоятельность», – говорил тогдашний руководитель Свердловской области Эдуард Россель.
Показательный момент: жители региона поддержали смену статуса. За это на референдуме проголосовали 83% избирателей (при явке в 60%).
Кстати, не все помнят, что дизайн уральского франка, который мог стать нашей местной валютой, был готов ещё в 1991-м,
то есть он ровесник распада СССР. После принятия Конституции 1993 года, закрепившей монополию Центробанка на эмиссию денежных знаков в стране, уральские франки так и не поступили в оборот. Однако они нашли применение в качестве талонов на питание на металлургическом заводе, которым в 1997 году руководил бизнесмен и политик Антон Баков.
Показательно также, что президент России Борис Ельцин поначалу поддержал создание Уральской республик, но потом пошёл на попятную, распустил Свердловский облсовет и отстранил от должности губернатора Эдуарда Росселя. Все решения по «республиканскому» статусу были признаны недействительными.
«Он до сих пор жив!»
Между тем в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и других городах Свердловской области до сих пор есть люди, которые не согласны с тем, что СССР больше нет.
«Советский Союз не распался, он до сих пор жив! – уверен юрист и эзотерик, представитель организации «Обновлённый СССР» Александр Дорохин. – 17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором народ проголосовал за новое государство. Мы должны были начать жить по-новому, но власть предпочла иной путь. Началось искажение законов, которые чиновники толкуют так, как хотят, а всё народное достояние ушло кучке олигархов. Но поскольку де-юре Советский Союз никуда не исчез, на его территории должны работать законы, которые действовали в стране до 1991 года».
И ещё: в 70-х годах прошлого века учёные подсчитали, что доля одного гражданина в общенародной собственности Советского Союза составляет 14 868 000 000 рублей. А по логике «граждан СССР» дети, внуки и правнуки граждан СССР – тоже граждане СССР. И если перевести рубли СССР, положенные нам, в золото, каждому причитается по 14 570 тонн «презренного металла».
Самая лучшая в мире
Режиссёр-документалист Галина Хорошавина:
– Несмотря на то, что в 1991 году я работала на телевидении и была в самой гуще политических событий, референдума о сохранении СССР не помню совсем. Мы и слова-то такого тогда не знали! Распад Советского Союза – это трагедия мирового масштаба, от которой наше государство не оправилось до сих пор. Я родилась в большой семье, у меня было четверо братьев, и родители всегда нам говорили: держитесь вместе, и никто вас не сломит, вы одержите любую победу. Увы, великая страна распалась. Полагаю, что если бы не развал СССР, мы бы сегодня в экономическом и социальном плане обогнали бы и США, и Европу. У нас не было бы столько проблем, многие из которых преследуют нас ещё с 90-х.
Не думаю, что в случившемся были виноваты какие-то конкретные политики. Главная беда Советского Союза была в том, что власти думали одно, говорили другое, а делали третье. При этом все понимали, что КПСС – это профанация. Ну не могут старики эффективно управлять государством! И всё-таки, когда СССР называют «империей зла», мне хочется рвать и метать. Какого зла?! Да, мы жили небогато, не знали и половины тех удовольствий, которые есть сегодня, но были счастливы и считали, что наша страна самая лучшая в мире.
Огромный плюс жизни в Советском Союзе заключался в том, что все мы находились в одной лодке и были уверены в завтрашнем дне. Я точно знала, что никогда не окажусь на улице, не умру от голода. Было ощущение справедливости существующего миропорядка. Страна была человечнее, чем сейчас. И не было такого страшного социального расслоения, когда у одного человека несколько яхт, а другой живёт на пенсию в 15 тысяч рублей…
Учиться на ошибках
Руководитель регионального отделения движения «Суть времени» Артемий Брусницын:
– Забыть СССР – это отказаться от семидесяти с лишним лет нашей истории, от времени, в которое жили наши отцы, деды и прадеды, в конечном счёте – отказаться от самих себя. Но кто мы такие, если вычеркнем из своей жизни наследие предков? Ведь это и Победа в Великой Отечественной войне, и достижения в космосе, и великие стройки, это становление всего нашего народа... Помнить нужно всё, ни в коем случае нельзя ничего «прилизывать» или превращать историю в «сусальную сказку». Но и демонизировать её тоже не стоит. Да, были перегибы, были ошибки. Особенно в борьбе с религией, которая вылилась в разрушение храмов. Но при этом народ жил, строились города, заводы, совершались мировые открытия. Заметьте, что в США даже свои депрессии называют великими. А на ошибках необходимо учиться!
Надежда на будущее
Сергей Мошкин, политолог, главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН
Давайте вспомним, с чего мы начинали 30 лет назад: безусловный социальный оптимизм и надежда на будущее. Мол, отречёмся от коммунистического мира!
Мы верили, что страна будет цивилизованной, обеспеченной, современной во всех смыслах. Пришла пора признать: у нас ничего не получилось. Когда я говорю «у нас», я имею в виду людей, которые, действительно, жили надеждой и верили в светлое демократическое завтра. Это те, кто в 1989 году собирался в Лужниках, кто в 1991 году выходил на главную городскую площадь в Свердловске… Не буду говорить – почему не получилось, я всё равно не смогу найти убедительных и всеобъемлющих ответов. Сегодня нам постоянно приходится включать самоцензуру. Думаю, что нам, нашему поколению просто не повезло.
В этом году мы отмечаем 200-летие поэта Николая Некрасова, который писал: «Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе». Так бывало неоднократно в истории России. Михаил Горбачёв, когда только начиналась тема «перестройки», сказал одну замечательную фразу: «У нас обязательно должно получиться. Потому что если не получится – люди нам больше не поверят». Мне кажется, нечто подобное произошло сейчас. Но давайте примем это с лёгким сердцем.
Да, это больно, это время потерянных надежд, упущенных возможностей. Это половина моей жизни! Но сама жизнь продолжается. И кое-что мы ещё можем сделать. Во-первых, нужно поддерживать любую форму самоорганизации граждан. Политическую, гражданскую, экологическую – любую. Инстинкт объединения заложен в человеке изначально, а то, что называется гражданским обществом, в России существует. В Екатеринбурге есть большое количество примеров. Помните события в сквере у Драмтеатра? А сегодня идёт борьба за Шарташ. Во-вторых, необходимо всячески поддерживать дискуссионные площадки. Люди должны иметь право и возможность говорить, и не только при личных встречах, но и в интернете. Но главное – не унывать, ибо уныние – это грех…