Примерное время чтения: 7 минут
11070

«На святой воде супчик не варят». Что происходит с человеком в Крещение

Автор фото: Рада Боженко / Из личного архива редакции «АиФ-Урал»

Окунание в крещенскую купель – не более чем традиция, народный обычай. Об этом «АиФ-Урал» говорит руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

 Истина для «захожан»

Рада Боженко, «АиФ-Урал»:  Отец  Даниил, в чем суть праздника Крещения? Не секрет, что у многих уральцев он ассоциируется исключительно с купанием в проруби и со святой водой, которую нужно принести из храма домой.

Отец Даниил: Праздник Крещения Господня и Богоявления, который мы в ближайшие дни будем отмечать, один из 12 главных праздников христианской церкви. Само это событие, евангельская история очень многогранна и имеет глубокий смысл. 

Праздник имеет два названия в честь двух важнейших события. Крещение – когда Иисус Христос приходит креститься в реке Иордан. Крещение совершает Иоанн Креститель, который выходит на проповедь как раз для того, чтобы подготовить путь и проповедь Спасителя. Сам Христос приходит к Иоанну Крестителю креститься, хотя крещение Иоанна было крещением покаяния. Но в данном случае Господь исполняет всякую правду, и мы видим Божественный кенозис – это богословский термин, который означает Божественное  самоуничижение.

Великая агиасма — вода, освящённая по чину великого освящения в день праздника Богоявления (19 января), а также накануне в Крещенский сочельник.
В отличие от великого освящения воды, имеется ещё малое, совершаемое в обычные дни на молебнах. Такая вода агиасмой не является. Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода низшую степень Причащения (даже сам сосуд для освящения воды напоминает по форме потир).

Тут глубокий смысл – в мир приходит Бог, он становится человеком, чтобы человек стал богом, как говорят святые отцы.  И в этом же событии – Крещении Господнем – миру открывается Святая Троица. То есть человечество до пришествия в мир Христа не знало Бога во всей полноте. Вся полнота Божественная открывается в Христе – миру открывается Святая Троица: Отца, Сына и Святого Духа. И в этом смысле, праздник Крещения (Богоявления) объединяет в себе моменты, которые для каждого христианина являются важными. В этом наша радость – в мир приходит Бог, который близок каждому из нас. 

- Такие праздники, как Рождество, Крещение, Пасха собирают в храмах множество людей. Многие из них, как сейчас принято говорить, всего лишь «захожане». Вас это не удручает?

- Я, как руководитель миссионерского отдела, как священник вижу в этом тот путь, которым Бог ведет человека в храм. Действительно, вы назвали те праздники, которые собирают под сводами церквей огромное количество людей. Это люди, пришедшие в храм по разным причинам, с разными мыслями. Но думается, что, придя в храм, они, может быть, услышат Божественные истины. Может быть, Господь коснется их сердца так, что именно этот праздник, это событие, их приход в храм внесет в их мысли некие коррективы. Может быть, и через внешнее (традиции, народные обычаи) будут обретены внутренние смыслы. И в эту ночь все мы будем молиться, чтобы люди, которые пришли окунаться в крещенские купели, почувствовали проникновение Божественных замыслов, чтобы во внешнем они увидели глубочайшее внутреннее содержание.

Канистры не нужны

- Священнослужители говорят о том, что праздник Крещения Господня, в первую очередь нужно отметить посещением храма. Когда это лучше всего сделать?

-  Да, мы приходим в храм, чтобы разделить общую молитву. Богослужения праздника Крещения начнутся уже с завтрашнего утра, 18 января, в Крещенский сочельник. По традиции Русской православной церкви, Великой освящение воды на Крещение совершается дважды. Утром в Крещенский сочельник, после завершения всех служб, и после Всенощного бдения, за ночной службой, после Литургии 19 января совершается второе освящение воды. Сразу скажу, что это два идентичных чина. И в храм на молитву можно прийти в течение всего дня 18 января, и в Крещенскую ночь. А в тех храмах, где совершается несколько служб, где в многоштатных приходах несколько священников, Литургия будет совершаться (помимо ночной службы) еще и утром 19 января. Все храмы будут открыты, и можно прийти, помолиться и взять освященную воду. 

- В каком количестве? Из года в год можно наблюдать, как в Крещение за святой водой люди приходят с объемными канистрами наперевес.

- Святая вода – это святыня, к которой должно быть благоговейное отношение. Святыня предполагает что-то уникальное, чем мы дорожим, что мы ценим. Наверное, если мы притащим домой 50 литров святой воды, это будет замечательно. Только как мы будем ее расходовать, и зачем нам столько много? Думаю, что вполне достаточно взять небольшую тару и с благоговением, вниманием, с благочестивым  отношением хранить ее дома, причащаясь святой водой тогда, когда требуется.

- А когда требуется? Как использовать дома святую воду?

- В сам праздник можно святой водой окропить свое жилище. А в течение всего года мы употребляем святую воду натощак в каких-то немощах, в каких-то жизненных ситуациях, когда требуется духовная поддержка. Одно правило – все это должно быть с благоговением и вниманием. Чтобы не было такого, дескать, у нас святой воды много и мы можем…

- Чайку на ней заварить.

- Да, или супчик сварить. Поэтому нужно взять в храме воды столько, сколько потребовано. Многие приходят и говорят: «У нас с прошлого года осталась святая вода. Что делать?». Что тут скажешь… Наверное, надо было брать по потребностям.

- И, тем не менее, водичка осталась, что делать?

- Выпить.

- Как должно хранить святую воду дома?

- Если дома имеется молитвенный уголок, если есть возможность хранить святыню у икон, то, конечно, это будет благочестиво. Если такой возможности нет, то нужно хранить ее в месте, где не будет ничего непотребного (стеклотары, бутылок и т.д.). В каком-то благоговейном месте.

- Не все храмы для освящения используют привозную воду, что понятно – потребности в Крещение огромны. Вполне объяснимы тревоги людей, не может ли водопроводная вода, пусть и освященная, нанести вред? Речь об инфекционных заболеваниях.

- Я не могу вспомнить, чтобы такие случаи были. Конечно, это не магия. Но Господь нас хранит от всех тех вещей, которые могут, с нашей человеческой точки зрения возникнуть.

Нужно ли себя испытывать?

- Я правильно понимаю, что купание в крещенской купели никакими канонами не установлено?

- Это традиция, народный обычай. В принципе, многие праздники – как церковные, так и гражданские – окружены народными обычаями. В этом, повторюсь, для всех нас есть миссионерский удел – разным людям, с разными мыслями и потребностями, дать зерно истины. Каждому пришедшему в храм, мы разъясняем, что такое святая вода и зачем ее употребляют, и хорошо, если, освящая воду на проруби, священник рассказывает людям о сути праздника. 

- В Крещение нередко стремятся окунуться в купель даже те, кому ледяная вода на пользу в плане здоровья не пойдет. Как вы к этому относитесь? 

- В любом случае, нужно слушать тех специалистов, которые рекомендуют тебе воздерживаться от чего-то по состоянию здоровья. Здесь не нужно полагаться на то, что тебя будет Бог хранить. Есть простая заповедь «не искушай Господа Бога твоего». Поэтому, если есть какие-то ограничения, противопоказания для купания в проруби, то лучше воздержаться. Лучше пойти в храм и помолиться. Словом, нужно подходить здраво – ледяная вода, мороз – нужно ли себя испытывать, если ты не здоров. Но в целом ничего против обычая окунаться в крещенскую купель мы не имеем. Народ так воспринимает этот праздник. Дай Бог, чтобы это восприятие принесло пользу. Душе, в первую очередь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах