Окунание в крещенскую купель – не более чем традиция, народный обычай. Об этом «АиФ-Урал» говорит руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.
Истина для «захожан»
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Отец Даниил, в чем суть праздника Крещения? Не секрет, что у многих уральцев он ассоциируется исключительно с купанием в проруби и со святой водой, которую нужно принести из храма домой.
Отец Даниил: Праздник Крещения Господня и Богоявления, который мы в ближайшие дни будем отмечать, один из 12 главных праздников христианской церкви. Само это событие, евангельская история очень многогранна и имеет глубокий смысл.
Праздник имеет два названия в честь двух важнейших события. Крещение – когда Иисус Христос приходит креститься в реке Иордан. Крещение совершает Иоанн Креститель, который выходит на проповедь как раз для того, чтобы подготовить путь и проповедь Спасителя. Сам Христос приходит к Иоанну Крестителю креститься, хотя крещение Иоанна было крещением покаяния. Но в данном случае Господь исполняет всякую правду, и мы видим Божественный кенозис – это богословский термин, который означает Божественное самоуничижение.
Тут глубокий смысл – в мир приходит Бог, он становится человеком, чтобы человек стал богом, как говорят святые отцы. И в этом же событии – Крещении Господнем – миру открывается Святая Троица. То есть человечество до пришествия в мир Христа не знало Бога во всей полноте. Вся полнота Божественная открывается в Христе – миру открывается Святая Троица: Отца, Сына и Святого Духа. И в этом смысле, праздник Крещения (Богоявления) объединяет в себе моменты, которые для каждого христианина являются важными. В этом наша радость – в мир приходит Бог, который близок каждому из нас.
- Такие праздники, как Рождество, Крещение, Пасха собирают в храмах множество людей. Многие из них, как сейчас принято говорить, всего лишь «захожане». Вас это не удручает?
- Я, как руководитель миссионерского отдела, как священник вижу в этом тот путь, которым Бог ведет человека в храм. Действительно, вы назвали те праздники, которые собирают под сводами церквей огромное количество людей. Это люди, пришедшие в храм по разным причинам, с разными мыслями. Но думается, что, придя в храм, они, может быть, услышат Божественные истины. Может быть, Господь коснется их сердца так, что именно этот праздник, это событие, их приход в храм внесет в их мысли некие коррективы. Может быть, и через внешнее (традиции, народные обычаи) будут обретены внутренние смыслы. И в эту ночь все мы будем молиться, чтобы люди, которые пришли окунаться в крещенские купели, почувствовали проникновение Божественных замыслов, чтобы во внешнем они увидели глубочайшее внутреннее содержание.
Канистры не нужны
- Священнослужители говорят о том, что праздник Крещения Господня, в первую очередь нужно отметить посещением храма. Когда это лучше всего сделать?
- Да, мы приходим в храм, чтобы разделить общую молитву. Богослужения праздника Крещения начнутся уже с завтрашнего утра, 18 января, в Крещенский сочельник. По традиции Русской православной церкви, Великой освящение воды на Крещение совершается дважды. Утром в Крещенский сочельник, после завершения всех служб, и после Всенощного бдения, за ночной службой, после Литургии 19 января совершается второе освящение воды. Сразу скажу, что это два идентичных чина. И в храм на молитву можно прийти в течение всего дня 18 января, и в Крещенскую ночь. А в тех храмах, где совершается несколько служб, где в многоштатных приходах несколько священников, Литургия будет совершаться (помимо ночной службы) еще и утром 19 января. Все храмы будут открыты, и можно прийти, помолиться и взять освященную воду.
- В каком количестве? Из года в год можно наблюдать, как в Крещение за святой водой люди приходят с объемными канистрами наперевес.
- Святая вода – это святыня, к которой должно быть благоговейное отношение. Святыня предполагает что-то уникальное, чем мы дорожим, что мы ценим. Наверное, если мы притащим домой 50 литров святой воды, это будет замечательно. Только как мы будем ее расходовать, и зачем нам столько много? Думаю, что вполне достаточно взять небольшую тару и с благоговением, вниманием, с благочестивым отношением хранить ее дома, причащаясь святой водой тогда, когда требуется.
- А когда требуется? Как использовать дома святую воду?
- В сам праздник можно святой водой окропить свое жилище. А в течение всего года мы употребляем святую воду натощак в каких-то немощах, в каких-то жизненных ситуациях, когда требуется духовная поддержка. Одно правило – все это должно быть с благоговением и вниманием. Чтобы не было такого, дескать, у нас святой воды много и мы можем…
- Чайку на ней заварить.
- Да, или супчик сварить. Поэтому нужно взять в храме воды столько, сколько потребовано. Многие приходят и говорят: «У нас с прошлого года осталась святая вода. Что делать?». Что тут скажешь… Наверное, надо было брать по потребностям.
- И, тем не менее, водичка осталась, что делать?
- Выпить.
- Как должно хранить святую воду дома?
- Если дома имеется молитвенный уголок, если есть возможность хранить святыню у икон, то, конечно, это будет благочестиво. Если такой возможности нет, то нужно хранить ее в месте, где не будет ничего непотребного (стеклотары, бутылок и т.д.). В каком-то благоговейном месте.
- Не все храмы для освящения используют привозную воду, что понятно – потребности в Крещение огромны. Вполне объяснимы тревоги людей, не может ли водопроводная вода, пусть и освященная, нанести вред? Речь об инфекционных заболеваниях.
- Я не могу вспомнить, чтобы такие случаи были. Конечно, это не магия. Но Господь нас хранит от всех тех вещей, которые могут, с нашей человеческой точки зрения возникнуть.
Нужно ли себя испытывать?
- Я правильно понимаю, что купание в крещенской купели никакими канонами не установлено?
- Это традиция, народный обычай. В принципе, многие праздники – как церковные, так и гражданские – окружены народными обычаями. В этом, повторюсь, для всех нас есть миссионерский удел – разным людям, с разными мыслями и потребностями, дать зерно истины. Каждому пришедшему в храм, мы разъясняем, что такое святая вода и зачем ее употребляют, и хорошо, если, освящая воду на проруби, священник рассказывает людям о сути праздника.
- В Крещение нередко стремятся окунуться в купель даже те, кому ледяная вода на пользу в плане здоровья не пойдет. Как вы к этому относитесь?
- В любом случае, нужно слушать тех специалистов, которые рекомендуют тебе воздерживаться от чего-то по состоянию здоровья. Здесь не нужно полагаться на то, что тебя будет Бог хранить. Есть простая заповедь «не искушай Господа Бога твоего». Поэтому, если есть какие-то ограничения, противопоказания для купания в проруби, то лучше воздержаться. Лучше пойти в храм и помолиться. Словом, нужно подходить здраво – ледяная вода, мороз – нужно ли себя испытывать, если ты не здоров. Но в целом ничего против обычая окунаться в крещенскую купель мы не имеем. Народ так воспринимает этот праздник. Дай Бог, чтобы это восприятие принесло пользу. Душе, в первую очередь.