Примерное время чтения: 7 минут
6334

Никакого Урала. На ТНТ начался российский сериал о загадке перевала Дятлова

Итак, снова перевал Дятлова. История загадочной гибели девяти студентов и выпускников УПИ в туристическом походе по Северному Уралу по-прежнему многим не дает покоя.  Документальных фильмов по этой теме снято нереальное количество, а вот художественных – не особенно много. До сегодняшнего дня был один-единственный фильм – снятый американцем Ренни Харлином с его, мягко говоря, очень нестандартным видением той истории.

И вот – отечественный сериал от ТНТ аж на восемь серий. Премьера первой серии состоялась 16 ноября в 22:00. Продюсерами выступили Валерий Федорович и Евгений Никишов, прославившиеся злободневным сериалом «Эпидемия», который уже покорил отечественных зрителей, а после премьеры на Netflix принялся захватывать иностранные экраны.

В главной роли – Петр Федоров, который среди прочего играл капитана-разведчика в фильме «Сталинград». Здесь он – майор КГБ, который расследует смерть дятловцев. И время от времени страдает флешбэками, возращаясь в свое военное прошлое. Вот он на заснеженной горе в пальто и шляпе щупает палатку дятловцев, вот в пилотке и маскхалате с ППШ наперевес шарится по немецкому замку...

В интервью «КиноПоиску» сам Федоров сравнил своего персонажа с незабвенным агентом Купером из «Твин Пикса». Но в первой серии он скорее напоминает персонажа Леонардо ди Каприо в «Острове проклятых» гениального Мартина Скорсезе. Ветеран войны, насмотревшийся на ужасы немецких концлагерей, страдает от болезненных воспоминаний и при этом пытается расследовать загадочное дело. Но разумеется, сняты эти видения в отечественном исполнении далеко не так эффектно – все же телефильм нельзя сравнивать с голливудским блокбастером.

Фото: Пресс-служба телеканала ТНТ

С главным персонажем разобрались – перейдем к атмосфере. Создатели фильма позиционировали свое произведение как кино «по секретным документам».  То, что в интернете это сочетание обычно используется в ироническом контексте, их не смутило. При этом фильм, действие которого начинается с поисков пропавшей группы туристов, резко отсекает реально существовавших следователей и экспертов – тех, чьи бумаги до сих пор изучают энтузиасты, пытающиеся самостоятельно разгадать тайну перевала Дятлова.

По сюжету, майор КГБ из Москвы сам расследует дело, заставляя местного следователя подписывать бумаги вместо себя. Эксперт – тоже прикомандированная из Свердловска. А местные криминалисты лишь создают ей прикрытие. Изящное решение, объясняющее все несостыковки с реальным расследованием дела дятловцев.

Ну бог с ними, с несостыковками. На российских экранах живет и здравствует любимый сериал о майоре Черкасове, который уже семь сезонов пережил и сейчас ожидается восьмой. Там в основе каждого сезона тоже громкое уголовное дело советской эпохи, только очень глубоко переосмысленное, додуманное и переработанное с творческой точки зрения – часто до полного несоответствия реальности. Но яркие образы, богатый реквизит и созданная атмосфера ушедшей навсегда советской эпохи очень эффектно играют на зрительских чувствах. Возрастной зритель тешит свою ностальгию по СССР, молодой получает почти ту картинку страны советов, которую он себе представляет.

Если ждете того же от «Перевала Дятлова» – не дождетесь. Если тут и есть здесь богатый реквизит – вы его просто не разглядите. Потому что большую часть времени на экране темно. Исключение – сцены поисков туристов на перевале Дятлова. Практически все остальные события и диалоги происходят или в непроглядной мгле, или в глухих сумерках, или в тени. Либо создатели фильма решили, что на Урале зимой стоит полярная ночь, либо так удобнее скрыть бедность реквизита.

Хотя местами он (реквизит), наоборот, неестественно богат. Так, прибывшего в Ивдель майора КГБ встречает капитан того же ведомства за рулем ГАЗ-12 – практически правительственного лимузина, который в то время стоил как две «Победы» и полагался только высшему бюракратическому аппарату и видным ученым. Да и по тогдашним ивдельским дорогам двухтонный шестиместный лимузин далеко бы не уехал. Кроме этого автокрасавца в кадре промелькнет 21-я «Волга» да пролетит несколько раз вертолет Ми-4.

Фото: Пресс-служба телеканала ТНТ

Кстати, как следует из интервью Петра Федорова, снимался фильм отнюдь не на Урале. «Мы снимали в разных местах, на Алтае, в Выборге. Я сам рос на Алтае, несколько лет после развала Советского Союза моя семья провела здесь — по сути, это моя вторая малая родина. Один из ключевых монологов моего персонажа снимали на Семинском перевале, куда мы ездили прошлой зимой. Это было крутое приключение: машины всякие, вездеходы, газики, «батоны» — там же горы». 

То есть ни реального перевала Дятлова, ни Свердловска в кадре не ждите.

Но главное же люди, да?

Их в кадре за раз будет не больше десятка и каждый раз это одни и те же поисковики, что щупами протыкают снег в поисках тел дятловцев. В остальное время в кадре темень и пара человек. И мало того что их плохо видно, они еще и говорят почти все время шепотом. В результате фильм получается очень убаюкивающим.

Чуть бодрее все выглядит в период флэшбеков кагэбэшника – готичный замок, тела мертвых нацистов и загадочных заключенных… Но все опять в темноте, так что подробности интерьера не разглядишь.

Зато четко прорисованы трупы – вот на их облик картинка не скупится. Не вполне правдоподобные, но очень детализированные трупы будут и в эпизодах с дятловцами – так что понятно, откуда у фильма рейтинг 16+.

Но мы забыли о главной интриге – в сторону какой версии склоняются создатели? Не считая официальной, природной, существует еще несколько направлений, которые манят исследователей этой темы.

  • Это конспирологические версии: дятловцев убили шпионы, чекисты, беглые зэки, военные, потерявшие свою ракету.
  • Приключенческие: их убили манси или неизвестные животные.
  • Уфологические – контакт с инопланетянами не задался.
  • И мистические – их убило нечто не из нашего мира.

Понятно, что о природной версии никто бы восемь серий не снял. Но определить, какую из остальных линий поддерживают создатели сериала, по первой серии сложно. В фильме явный налет мистицизма, но судя по трейлеру, остальным версиям тоже внимание уделят.

Общие впечатления от первой серии – скучноватый фильм с бедной картинкой и не особо выразительной актерской игрой. Но вторую серию смотреть буду – буквально на последней секунде авторы сумели воткнуть действительно неожиданный поворот сюжета. Теперь интересно узнать – смогут ли они вытащить кино за счет повествования и сумеют ли его логично сшить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах