Мальчики клеют модельки из пластика и ставят на полку. Мужчины делают их из металла, в натуральный размер, и ставят на ход.
Если случайный посетитель, прогуливаясь по территории АО «Транспорт» в Богдановиче, откроет дверь одного из боксов, то ему может показаться, что он случайно попал в другой век. На входе стоит мотоцикл «Урал» с коляской, из него на визитера приветливо смотрит ствол ручного пулемета Дегтярева образца 1927 года. В коляске, поверх красноармейского ватника, уютно устроился ППШ. А позади вооруженного мотоцикла возвышается реактивный миномет БМ-13, более известный как «Катюша». Откуда же такой арсенал на территории гражданского предприятия? Началось все в около 10 лет назад и с более современной машины.

Как собирают технику и компанию по интересам
По словам директора предприятия Анатолия Парадеева, все началось с бронетранспортера. В 2014 году в Богдановиче решили создать Аллею Славы – установить стелы в честь ветеранов Великой Отечественной войны, солдат Группы советских войск в Германии, участников локальных конфликтов, а также в честь ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. А над ними на каменном постаменте решено было поставить БТР. Его доставили из воинской части, расположенной под Камышловом. На автотранспортном предприятии бронетранспортер только подкрасили — машина имела вполне пристойный внешний вид. Установили на постамент. Во многих городах Свердловской области и РФ есть такие постаменты. Но здесь решили на достигнутом не останавливаться.

Сергей Щипачев работал на автопредприятии еще в советское время – водил автобус по межгороду. А кроме того, успел послужить в Группе советских войск в Германии и теперь возглавляет общественную организацию ее ветеранов в Богдановиче – он был одним из авторов идеи организовать Аллею Славы. И, как общественнику, ему поручили работу над следующим объектом – вертолетом МИ-8.
– Первые водительские права я еще в 1975 году получил, – вспоминает Сергей, – автомобильные агрегаты – это моя стихия. А тут вертолет – я про них знал, только с какой стороны у них перед...
Восстановление винтокрылого аппарата оказалось куда более сложной задачей, чем БТР. Его нашли в Оренбурге, в не самом лучшем состоянии. Потом решали вопрос с транспортировкой – груз негабаритный, так что пришлось разбирать его по частям и везти в виде набора деталей. Затем встал вопрос, как все это собрать. К счастью, нашелся бывший техник-механик Владимир Кокарев, ветеран войны в Афганистане, который хорошо знаком с этой машиной. Помогали и другие бывшие вертолетчики Богдановича, но руководил работами он. И теперь над Аллей Славы застыл в полете МИ-8 с бортовым номером, который когда-то имела первая машина, на которой летал Владимир.

Потом была подводная лодка. В Богдановиче немало бывших военных моряков, и им тоже хотелось видеть на Аллее Славы что-то из своей техники. Тогда руководство города и инициативная группа договорились с Музеем военной техники УГМК и музей передал в Богданович макет лодки С-13 – часть корпуса и рубку. Лодкой с таким бортовым номером командовал самый известный советский подводник Великой Отечественной – Александр Маринеско. Ее установкой занималась все та же группа единомышленников. Процесс несколько затянулся – под такой крупногабаритный макет нужен соответствующий фундамент. Поэтому параллельно с лодкой реконструкторы занимались САУ.

САУ 2С3 «Акация», точнее, то, что от нее оставалось, находилась на территории одной из воинских частей... в болоте. Ее пришлось вытаскивать танком. Понятно, все, что могло быть откручено или отпасть самостоятельно, открутилось и отпало. Машину пришлось собирать почти с нуля. К тому же не совсем стандартными методами. Например, реальная боевая машина, когда ей натягивают траки (они же «гусеницы»), сама въезжает на них. Механикам остается только соединить траки между собой: те, что под колесами, – с теми, что надеты на колеса сверху. Но здесь машина без хода – пришлось выкручиваться. Самих колес, кстати, на самоходке тоже не было. Где надо было наехать – подкапывали. Или поднимали. Сломали два пятитонных домкрата, но работу сделали.
– Конструктор «Сделай сам», – улыбается Сергей. – Все детали пришлось отдельно искать. Например, пушку нашли, но она же не заводская – казенник в отверстие на башне не пролезает. Ну отрезали мы его и так поставили. А что делать? Выкручиваемся. У подлодки нашей тоже проблема с пушкой. Одну, сорокапятимиллиметровую, мы поставили. Вторую, стомиллиметровую, найти не можем. Редкая она, их мало выпустили. Ну не найдем, так сделаем макет из трубы – не впервой импровизировать.

В итоге победили и САУ. И установили на Аллее Славы, присвоив ей бортовой номер 571 – такой же, как у самоходки в известном советском фильме «На войне как на войне». И взялись за БМ-13.
Выезжала на берег «Катюша»
Идея воссоздать легендарный реактивный миномет времен Великой Отечественной родилась в коллективе реконструкторов не сразу. Сергей Щипачев говорит, что ему всегда хотелось сделать что-то на родную для него тематику – автомобильную. А почему бы не «Катюшу»? Она же на автомобильном шасси устанавливалась.

Тут надо пояснить: БМ-13 – это сама реактивная установка. Автомобиль, на котором она ездит, – это отдельная тема. В начале Великой Отечественной она обычно ездила на советских грузовиках ЗИС-5 и ЗИС-6, а также на гусеничных тягачах СТЗ-5. Но с увеличением поставок по ленд-лизу оседлала иностранные грузовики самых разных марок – от форда и доджа до остина и студебекера. Грузовик последней марки стал ее основным носителем до конца войны. Проблема в том, что сейчас найти такие машины даже не на ходу – задача крайне сложная и затратная. А работает коллектив энтузиастов без больших финансовых вложений.
После долгих поисков в интернете нашли под Нижним Тагилом ГАЗ-63. Кабина этого грузовика внешне напоминает студебекер, и его вполне можно вернуть к подвижной жизни силами небольшого коллектива энтузиастов. Чем они сейчас и занимаются. Саму установку БМ-13 на грузовике уже смонтировали, ее по чертежам воссоздал главный конструктор коллектива Алексей Неустроев.

– Все чертежи в интернете есть, в свободном доступе, – рассказывает Алексей. – Тем более что у нас не стоит задача сделать рабочую установку. На настоящей БМ-13 был поворотный механизм, а у нас только имитация.
Тем не менее копия получилось очень достоверной – с эмитацией поворотного механизма, пультом дистанционного управления запуском, откидным прицелом, скамейками для экипажа и массой других деталей.

Основную работу над «Катюшей» осуществляют пять человек – уже сложившийся коллектив. Помощь реконструкторам оказывают местные власти и предприятия Богдановича. Не деньгами – работой. Лазерной резкой, услугами автокрана и погрузчика, металлом, которого на установку БМ-13 ушло почти две тонны.
Сейчас мастера заняты тем, чтобы вернуть к жизни автомобильную составляющую «Катюши». На Аллею Славы реконструкторы ее отдавать не хотят. Это же действующий макет с массой деталей, которые могут сломать или украсть. Печальный прецедент был в прошлом году, когда неизвестные вандалы залезли в рубку макета подлодки и открутили массу деталей.

«Катюшу» планируется использовать в торжествах, посвященных празднованию Дня Победы, и на других военно-патриотических мероприятиях, где она будет ездить в компании мотоцикла «Урал» и внедорожника «Виллис», уже участвовавших в местных парадах. Остальное время машина будет проводить на постаменте, который специально для нее возведут возле автопредприятия. По соседству с ней планируется поставить автобус ЛАЗ-699 – тот самый, на котором когда-то ездил Сергей Щипачев. Он, кстати, тоже на ходу.
Но и работу над экспонатами для Аллеи Славы коллектив сворачивать не планирует. Пока нет четкого понимания, какая техника следующей взойдет на пьедестал, но все уверены – что-то точно установят.