«Идеи черпаем из старых сундуков и музеев, где пока еще можно найти сарафаны наших прабабушек», – замечают художники. И признаются – осознавать себя русскими, чувствовать свою причастность к великой истории нашей страны – главное для них в работе и творчестве.
К своим истокам
Кристина Шабунина, АиФ-Урал: В феврале пройдет открытие вашей персональной выставки графических работ в выставочном зале Союза художников. Откуда черпали вдохновение?
Любовь Анциферова: Выставка называется «Матренин день». Это день в ноябре, когда по народному календарю наступает зима: белый снег крупными хлопьями падает на черную сырую землю, на мокрые ветви деревьев, с которых уже опали все листья. Отсюда краски – белые, черные, золотые и красные.
Василий Анциферов: В какой-то мере выставка посвящена и моей маме. Ее звали Матрена Васильевна, она жила простой крестьянской жизнью, и мне казалось, что она и есть сама природа. Сам я тоже родился и вырос в деревенском доме в глубинке пермского края. Теперь мы каждый год путешествуем по тем местам.
Л.А.: Там мы переносимся в крестьянскую стихию, отражение которой – в наших работах. Так получилось, что много лет назад мы попали в Пермскую картинную галерею, увидели знаменитое собрание деревянной скульптуры и Строгановской иконы, которые вдохновили нас. Стали изучать крестьянский быт, крестьянскую жизнь, менталитет, слушать народную музыку. Такое полное погружение в нашу историю.
– Насколько это важно – не забывать свои корни?
В.А.: Это очень важно! Посмотрите, многие дома рушатся – от старости, за ненадобностью. Когда мы приезжаем в деревню, то стараемся спасти старинные предметы быта, продлить им жизнь, изображая в своих работах. В уральских поселках есть люди, которые собирают коллекции, обустраивают музеи, проводят фольклорные фестивали. И часто их творчество держится только на энтузиазме. Уйдет человек – и все порушится. У нас многое зависит от доброй воли отдельно взятой личности.
А вообще чувство родины живет внутри каждого человека. В Пермском крае в небольшой деревеньке у нас есть охотничий домик. Там жильцов – раз, два и обчелся. Есть семьи, которые живут только натуральным хозяйством: сами пекут хлеб, делают козий сыр. Тут же рядом – дача очень обеспеченного человека, который иногда прилетает сюда на собственном вертолете. Понимаете, эта тяга к природе, своим корням – она есть у каждого из них. И, глядя на речку в окаймлении нетронутого леса, думаю, чувства они испытывают абсолютно одинаковые!
Видимость цивилизации
– Но есть и обратная сторона почерневших заборов. Деревни и села приходят в запущение, и о том, что здесь когда-то кипела жизнь, говорят лишь названия на придорожных табличках.
Л.А.: Пример приведу: в нашем районном селе регулярно проводились ярмарки. Кто коврик, кто козу, кто банку меда, кто корзину на продажу принесет. А потом людей заставили все это сертифицировать. И рынок практически закрылся. Ведь не знает бабушка, продаст она свою козу или нет, а заплатить надо – 300 рублей за разрешительную бумажку.
В.А.: Или, допустим, была акция: в каждом селе поставили таксофон – и будку, и телефон. Мы ездим на этюды по селам, деревням и замечаем, что многие телефоны не работают, но деньги-то вложены. Мое мнение – не нужно создавать эту видимость цивилизации. Просто проложите дороги к каждому селу, и люди сами все сделают: и дома построят, какие им нужны, и будут счастливы на этой земле. Многие не могут до своей деревни на машине добраться, если дождь идет. Ну, есть там телефон, и что? Скорая-то туда просто не сможет проехать!
Мы много путешествуем, видим огромные просторы, живописные реки, поля красоты необыкновенной! Земли всем хватит!
Мы – русские
– Страна готовится к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Воспоминания тех, кто в ней участвовал, не просто за душу трогают, но и шокируют порой – как представишь девочек-фронтовичек, из-под огня выносивших на себе раненых солдат. А сегодня для людей все чаще самой большой катастрофой становится потеря чемодана в аэропорту. За десятки лет растеряли все мужество?
Л.А.: Это инерция жизни. Человек живет по инерции в общем потоке и не осознает реальных ценностей жизни. Я вспоминаю эпизод из моей работы в художественной школе. Подступала очередная дата отечественной войны 1812 года, и надо было сделать серию работ с детьми на эту тему. Там девочки были – одна с ирокезом, другая с синими волосами. Я была в шоке – где мы и где 1812 год? Тем не менее я показала им фильм «Гусарская баллада», почитали «Бородино» Лермонтова, изучили костюмы той эпохи.. И потом эти девочки приходят домой – а мамы у них точно такие же, как вот эти страдалицы по чемоданам,- и говорят им: «Мама, давай я тебе стих почитаю». «Какой стих?» «Бородино»! И начинают: «Скажи-ка, дядя…» А у самих – слезы на глазах. Пробило! В итоге мы сделали с ними прекрасные графические листы, которые побывали на многих выставках и были отмечены высокими наградами.
– А для вас что важно в работе?
Л.А.: Когда мы начали ездить за границу, то вдруг стали понимать, что мы русские. До этого мы просто были людьми и знали, что где-то там есть Америка, Франция, Германия. Оказавшись там, остро почувствовали свою причастность к русской культуре. Наша дочь работает архитектором и живет с семьей в Германии, и очень важно, чтобы не только мы, но и она, и ее дети помнили о своих русских корнях.