Поощрение таланта
- Юлия Леонидовна, немало ваших учеников продолжают обучение за рубежом. Не печалит, что мы теряем светлые головы?
- Я бы не сказала, что это тенденция. Те ребята, которые едут учиться за рубеж, выбирают те специальности, которых у нас нет. А остальные выпускники благополучно поступают в наши вузы. Желания уехать во что бы то ни стало у молодежи нет. Дети сейчас хотят работать в России. А их желание пройти стажировку за рубежом объяснимо. Мы живем в периоде глобализации, и знать культуры той или иной страны с тем, чтобы осуществлять межнациональные проекты, - очень неплохо. Словом, чему-то учиться там - да, а реализовывать свой потенциал - здесь, на родине. Именно так сегодня мыслят дети.
- С чем, на ваш взгляд, связано такое изменение сознания?
- Престиж отечественного образования поднимается. Талантливых, трудолюбивых детей поощряют. У меня один мальчик окончил школу, имея 140 тысяч рублей, заработанных на всевозможных олимпиадах.
С другой стороны, дети ведь не рвутся к денежному призу. Это всего лишь финальное поощрение той огромной работы, которую человек проделал. Ведь чтобы стать, например, победителем Всероссийской олимпиады по английскому языку, Володя Смородинников четыре года напряженно работал. И право поступления на бюджет в МГУ на переводчика, где всего пять мест, несравнимо ни с какой денежной премией. Но она своего рода стартовый капитал, позволяющий ему жить в Москве, не прося помощи у родителей. Такие дети, привыкшие добиваться всего своим колоссальным трудом, знают истинную цену денег.
Сегодня и отношение общества к школе, к учителю изменилось в лучшую сторону. К счастью. Потому что, когда начинается целенаправленный сбор негатива, который выдается в концентрированном виде (как в том же сериале «Школа», например), формируется соответствующий образ педагога-неудачника. Пойдет ребенок к такому «образу» со своими проблемами обратиться за помощью? Никогда.
Чудесный сад
- А вы считаете, учитель для современных детей может стать другом?
- Должен им стать. У нас есть уникальный шанс не только дать ребенку знания, но и помочь ему в трудной ситуации. Выступить, например, своего рода посредником, катализатором в решении проблем во взаимоотношениях детей и родителей. Ведь самое главное (и я это всегда говорю родителям) - не потерять душевные отношения, не потерять доверие друг к другу, чтобы ни случилось. «Мы вместе преодолеем все» - вот главный принцип, которому в идеале нужно следовать родителям, педагогу, ребенку.
Досье | |
---|---|
Юлия Леонидовна Семенова родилась в Свердловске. Окончила Свердловский государственный педагогический институт. С 1993 года - преподаватель английского языка гимназии №94 Екатеринбурга. Кандидат педагогических наук. Победитель регионального этапа конкурса «Учитель года - 2013». |
- Вопрос: много ли учителей готовых взять на себя эту ношу?
- Хорошо вы сказали: «ношу»… Много. Я считаю, не бывает плохих детей, плохих родителей, плохих учителей. Главная проблема - во взаимопонимании. Если оно существует, тогда реально сделать очень много. И, напротив, пока мы не поймем ребенка, не поймем родителей, пока родители и ребенок будут закрываться от учителя - хоть головой об стенку. Мое правило - родители всегда должны быть на стороне ребенка. И когда они поймут, что и учитель на этой же стороне и нет баррикад, тогда горы можно свернуть. Таких учителей, повторюсь, много. Хотя - да, такую ношу тяжко брать. Но главное - доверять ребенку и никогда не обманывать это доверие. Это тоже непросто.
Вообще нужно исходить из принципа, что ребенок пришел в школу учиться и становиться лучше, добрее, успешнее. Моя задача - «полить» все, что родители посеяли. Это, образно говоря, может быть травка, розы, георгины - все они требуют разного ухода. Но я должна взрастить все то, что есть в моем чудесном саду. Моя функция - помочь ребенку раскрыться.
Главное - позитив
- И дело не в предмете?
- Знаете, в прошлом году я выпустила класс. В конце ребята написали мне письма. Там практически не было ничего про английский язык. Ребята писали: «Вы рассмотрели во мне личность», «Я всегда был мальчиком в тени, а вы сумели направить свет рампы на меня», «Спасибо за то, что вы стали мне другом», «Вы наш ангел-хранитель»... Я тогда подумала, что в этом и есть мое настоящее предназначение учителя.
- Юлия Леонидовна, меньше месяца осталось до выпускных балов. По вашему мнению, с каким чувством ребята должны выйти из школы во взрослую жизнь?
- Не важно - отличник, хорошист или троечник (считаю, тройка - это выбор ребенка, который нужно уважать), в любом случае выпускник должен уходить из школы с ощущением позитива. От этого такая цепочка выстраивается! От позитивного отношения к школе формируется такое же отношение к городу, а дальше к Родине. Вот оно, зарождение патриотизма. И наоборот, (возвращаясь к началу нашего разговора), когда ему плохо, когда он чувствует, что не нашел себя в школе, что его не понимают и не любят, у него возникает негатив к классу, к школе, к городу, к стране, он стремится уехать. Никуда не тронется человек, имеющий работу, крепкую семью. Имеющий корни.