Екатеринбург, 15 октября, АиФ-Урал. О работе центра рассказывает один из его руководителей Станислав Успенский
Шаги к успеху
- Станислав Александрович, насколько я знаю, реабилитация в вашем центре построена на 12-шаговой модели лечения наркотической зависимости.
- Это не совсем так. В мире множество сообществ, использующих программу «12 шагов», но мы работаем на профессиональной основе, затрагивающей все сферы жизнедеятельности: биологическую, психологическую, социальную, духовную. Только при таких условиях есть шанс помочь человеку. После, когда он окрепнет, пройдет полный курс и выпишется из центра, мы рекомендуем посещать группы самопомощи. Но в начале пути нужно профессионально помочь ребятам справиться с отрицанием и другими симптомами болезни.
В реабилитации наркозависимых используется профессиональная помощь с использованием методик, отлично зарекомендовавших себя в течение десятилетий. В основу реабилитационного центра положена комплексная модель лечения зависимости.
По сути, что такое программа «12 шагов»? Это некий алгоритм решения своих проблем. Суть очень простая: когда ты делишься с кем-то тем, что ты чувствуешь, тебе в этот момент становится легче. Плюс человек для того, чтобы решить какую-то свою проблему, проходит определенные стадии (шаги).
Так вот, первый шаг - признание того, что проблема есть.
Второй шаг - понимание того, что одному с этим не справиться. Человек обращается за помощью.
Третий - это шаг действия (он обратился за помощью и начинает что-то делать).
На четвертом шаге человек проводит нравственную самооценку. Образно говоря, открывает свой «чулан» и смотрит, что у него там есть хорошего и плохого.
Пятый шаг - попытка навести порядок: что-то мне нужно - оставляю, а это мешает жить - «уберу».
Шестой шаг - «выявление» дефектов характера, которые мешают улучшить качество жизни, мешают жить продуктивно, мешают быть счастливым.
Седьмой шаг - попытка заменить плохое хорошим. Иными словами, в каждой конкретной ситуации пытаюсь поступить по-новому.
Восьмой шаг - оценка ущерба, который человек нанес, когда жил своей болезнью. Дело в том, что чувство вины мешает жить и строить нормальные, позитивные отношения с людьми.
Девятый шаг - возмещение этого ущерба. Не обязательно понимать это буквально - прийти и отдать деньги. В каких-то случаях нужно просто прийти и извиниться: «Прости, я тебя обидел». Причем не важно, сколько времени с тех пор прошло.
Десятый шаг - это осознанный контакт с какой-то силой. Тут мне хотелось бы заметить, что все 12-шаговые программы - и это большой плюс - не религиозны. Они духовны. Поэтому человеку предлагается выбрать свое понимание высшей силы - оно у каждого свое. Для кого-то, например, на данный момент несколько человек - это сила большая, чем он сам, стало быть, способная помочь с чем-то справиться.
Одиннадцатый шаг - попытка улучшить отношения с этой силой.
И последний, двенадцатый шаг - это шаг помощи. Попытка помочь кому-то, в то же время помогая себе. Принцип шаговых программ: только отдавая, я могу что-то получить.
На самом деле все это можно применять для решения любой жизненной проблемы, будь то наркомания, алкоголизм, трудоголизм, переедание и т.д.
- Центр «Альтернатива» ориентирован на…?
- На нарко- и алкозависимых. Но система универсальна, с ее помощью можно решать проблемы, связанные с иными видами зависимости. Что такое зависимость? Это именно неконструктивный способ выживания и адаптации и решения своих внутренних проблем при помощи химических веществ, которые через какое-то время сами становятся проблемой. Как зачастую бывает? Человек перестал колоться - начал пить, перестал пить - начал играть, перестал играть - начал работать по 15 часов в сутки… То есть человек не пытается решить проблему, а убегает от нее. При этом мерило универсальное - ущерб. В случае наркомании ущерб очевиден, но когда человек пропадает на работе, если разобраться, он тоже есть: здоровье от чрезмерных нагрузок ухудшается, семейные отношения страдают и т.д.
Поэтому с людьми, которые у нас находятся, мы пытаемся учиться решать свои проблемы, а не переходить с одного на другое.
Дело добровольное
- Каким образом к вам в центр попадают?
- На стадии, когда человек употребляет наркотики или алкоголь, его нужно из этого состояния вывести. Мы не медицинское учреждение, но у нас есть договор с наркологической больницей, куда мы пациента кладем. Там он получает первичную медицинскую помощь: снятие абстинентного синдрома, снятие ломки, анализы на выявление вирусных заболеваний, флюорография и т.д. Только после этого человек попадает в наш центр, где происходит процесс реабилитации. Это вторая стадия.
В центре работают квалифицированные психологи, имеющие опыт работы с зависимостью, есть в штате психиатр-нарколог. Плюс у нас работают равные консультанты. Это люди, имеющие собственный опыт употребления тех или иных веществ (но уже длительный срок воздерживающиеся от этого) и обладающие специальными знаниями после прохождения обучения, тренингов.
А третья стадия - помощь в трудоустройстве, восстановлении документов, юридические консультации… Все то, что необходимо человеку, вернувшемуся в общество.
- Станислав Александрович, а с семьей вы работаете?
- Конечно. Это отдельная и очень важная тема. Зачастую как бывает? Приходит мама с сыном: «Мы колемся». Интересуемся: «Послушайте, вы тоже?» - «Как вы могли подумать!..» Но зачастую мама хочет, чтобы сын избавился от зависимости, а чадо - нет. Его все устраивает. А зачем бросать, если тебя домой пускают, денег дают и т.д.?
Наша задача - научить родителей построить отношения с ребенком таким образом, чтобы у него возникло либо желание, либо осознание необходимости пройти реабилитацию. Увы, нередко с родителями тяжелее работать, чем с самим пациентом. Они не понимают, почему им нужно меняться, дескать, у них-то все хорошо. Приходится объяснять, что у их ребенка появился шанс, и насколько эффективно он будет использован, во многом зависит и от семьи.
- Реабилитация в центре - дело добровольное?
- Только добровольное. У нас нет решеток, колючей проволоки… Хотя, понятно, есть психологические приемы удержания пациентов, но не более того. Как пример. Пациент попадает к нам, и к нему прикрепляется так называемая «тень». Это человек, который уже достаточно продолжительное время находится в центре. Его задача - ввести вновь прибывшего в атмосферу, рассказать, что можно, а что нельзя, какие правила существуют. Они вместе 24 часа в сутки. Это, с одной стороны, помогает пациенту адаптироваться в новой среде, в новой атмосфере. С другой - позволяет нам предотвратить какие-то неприятности. Скажем, если человек вдруг захочет уйти, есть кто-то рядом, кто сможет с ним пообщаться. Бывало, что по нескольку часов приходилось сидеть, разговаривать, чтобы человек остался. В свою очередь, для «тени» это очень важно с психологической точки зрения: появляется чувство ответственности не только за себя, но и за кого-то, например.
- Режим дня строгий?
- Да. Все расписано по часам. Мы же работаем с каждой сферой жизни человека. Физическое здоровье, налаживание социальных связей, работа с самой зависимостью, духовность… Понимаете, задача центра - формировать осознанный отказ от употребления веществ и дать инструменты трезвой, чистой жизни.
Что касается распорядка дня… У нас нет обслуживающего персонала, поэтому пациенты делают все сами. Кто-то сегодня моет пол, кто-то готовит еду. У каждого есть зона ответственности. Тут тоже очень важен терапевтический эффект. Зачастую зависимый человек не только к другим относится наплевательски, но и к самому себе. Подгорела каша - пофиг, и я так съем, и другие. У нас так быть не может. В центре ты будешь варить кашу, пока не научишься. Это для того, чтобы человек научился брать на себя ответственность, относился к ней серьезно и доводил дело до конца.
Понятно, что большая часть времени в центре отводится терапевтическим занятиям. А вечером обязателен спортчас.
- Продолжительность курса реабилитации?
- Порядка шести месяцев. Но это индивидуально. У нас есть несколько уровней, на которых человек находится. С каждым последующим расширяется зона ответственности. На определенном этапе, например, человек может перейти на уровень волонтера и, соответственно, получить какие-то плюсы. Скажем, право пользоваться сотовым телефоном. По истечении определенного времени пациент также может начать ездить домой. Два дня дома - два дня в центре, где прорабатывает какие-то вещи, с которыми столкнулся дома. Ведь возвращается он в тот мир, из которого к нам пришел. Мир при этом не изменился: так же ходят «соигольники» вокруг, родители с подозрением заглядывают в глаза и так далее.
Потом он ездит на пять дней домой - два дня в центре, а дальше - индивидуально. Кто-то может стать помощником консультанта, а со временем, возможно, и консультантом. Но это очень тяжелая в эмоциональном плане профессия, и к ней надо иметь определенную предрасположенность. Нужно обладать определенными качествами, в том числе лидерскими, чтобы ребята тебя уважали, чтобы они тебя слушались. Ты должен быть для них примером.
Были случаи, когда после работы консультантом ребята шли получать психологическое образование.