Примерное время чтения: 7 минут
917

«Россия не спивается!» - уверен главный нарколог Свердловской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. «АиФ-Урал» 27/02/2013
Скриншот сайта vk.com

«Любому человеку нужны флажки, за которые он не должен заходить в погоне за собственной свободой», - считает гость «АиФ-Урал» главный нарколог Свердловской области Олег Забродин.

Свято место…

- Олег Валентинович, как-то вы заметили, что (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл тот же) алкоголизм в России неискореним. Признаться, была в недоумении…

- Помнится, я сказал про пьянство, но... важен контекст. Я имел в виду то, что в России проблемы, связанные с алкоголем, не такие фатальные, как принято считать. Во всяком случае, у русского человека есть и на генетическом и на физиологическом уровнях достаточное количество ферментов и возможностей проводить внутренний аутодетокс и выводить алкоголь. Такая своеобразная защита. Это географическая особенность. У горных народностей, например, иная особенность - там алкоголь совсем по-другому действует на людей, и процент людей, страдающих алкоголизмом, там не такой высокий. А есть народности, у которых напрочь отсутствует фермент алкогольдегидрогеназа, и эти люди спиваются в течение полугода. Вот что я имел виду.

- В таком случае, может, и делать ничего не надо?

- Надо! Русские все же очень сильно злоупотребляют, а систематическое, упрямое употребление алкоголя заканчивается психозами и целым рядом болезней. Это проблема, которую необходимо решать, над чем мы и работаем. Врачи лечат, изобретают всевозможные новые методы, чтобы остановить человека, оградить его от приема алкоголя. Алкоголизм - это болезнь. Но она ближе и понятнее русскому человеку, чем наркомания. И потом алкогольная проблема - вторична, первична - душа. Когда-то возникает ситуация, когда человек начинает принимать алкоголь как лекарственное средство: успокоиться, перенести боль… Я ни в коем случае не оправдываю алкоголь и хочу еще раз повторить, систематическое его употребление все равно приведет к болезни.

Но чтобы в стране люди пили поменьше, нужно думать о занятости. О создании рабочих мест, о трудоустройстве, о включении человека в единый, общий процесс. Работа - это естественная потребность человека.

- Иными словами, в группе риска те, кто сталкивается с социальными проблемами?

- Конечно. Вот взять деревню. У нее две главные проблемы - естественная миграция (молодежь же оттуда уезжает) и алкоголь. Там, где человек ничем не занят, - свято место пусто не бывает - там обязательно поселится дьявол.

- Как вы считаете, меры, ограничительные мероприятия, на федеральном и региональном уровне принимаемые, эффективны? Разве нас можно к чему-то хорошему склонить запретами?

- Уверен, человек полноценней развивается, когда его ограничиваешь. Демократия - это, в общем-то, неплохо. Другое дело, что под ней понимать. Демократия - это не вседозволенность. Определенная жесткость составляет основу для дальнейшего развития. Я бы хотел назвать то, что у нас в стране происходит, демократией… но это только зачатки. На первом плане пока, увы, вседозволенность.

Любому человеку необходимо предоставить фарватер или поставить флажки, за которые он не должен заходить в погоне за собственной свободой. И он должен понимать, если он за них зайдет - начнется несвобода для других людей. Мы, по словам Жванецкого, как на корабле. Каждый свободен, а вместе - нет. Иначе нельзя, это принцип совместного проживания.

- Олег Валентинович, вы разделяете понятие «культура пития»?

- Нет. Я разделяю понятие «культура питания» и понимаю, что есть такие кухни, где алкоголь является неотъемлемой частью некоторых блюд. А если хочешь напиться - это уже ближе к психиатрии и к наркологии.

Многие люди ведь живут и не знают о том, что есть такая специальность, как психиатр-нарколог, что есть такая должность, как участковый инспектор полиции. И таких людей гораздо больше. И зря кто-то там говорит: «Россия спивается». Е-мое, никто не спивается! Мы просто стали больше видеть, нам стали больше показывать.

Никто не застрахован

- Сегодня на повестке дня остро стоит проблема наркомании. Понятно, что любого здравомыслящего родителя волнует вопрос: как уберечь ребенка от этой беды?

- Везде, где можно и нельзя, разложить тест-полоски и не слушать тех, кто считает это нарушением прав. Это не нарушение прав, это уже хирургический метод! А хирург делает больно человеку, чтобы он жил. Я бы ввел тестирование везде: в клубах, в спортивных залах… Тоже своего рода флажки. Мы же знаем, как развивается наркорынок, знаем, что у него гигантская сеть распространителей. И пока ими занимаются правоохранительные органы, мы должны, первое, создать механическую преграду для употребления наркотиков (имею в виду тестирование) и, второе, - психологическую преграду. А именно: научить детей (и научить себе в помощь родителей) возможности отказаться от соответствующих предложений. И родители должны понимать, сегодня от подобных предложений не застрахован никто. Перед нами стоит задача спасти детей!

- В сети недавно разгорелся скандал по поводу некорректного опросника по наркотикам для школьников, составленного Минздравом. Уровень осведомленности, на ваш взгляд, должен иметь границы?

Досье
Олег Валентинович Забродин родился в г. Качканаре Свердловской области 5 декабря 1962 года. Окончил Свердловский медицинский институт. Психиатр, психотерапевт. С 2002 г. - главный детский нарколог Свердловской области. С 2007 г. - главный врач психиатрической больницы №3. С 2009 г. - главный нарколог Свердловской области. Женат, две дочери.

- Конечно! В противном случае мы очень легко можем перейти из людей, которые занимаются профилактикой, в людей, которые занимаются рекламой. Наша задача исключить на сто процентов ЛЮБОЙ интерес со стороны детей ко всему, что касается наркотиков. Уходить любыми путями от обсуждения этих тем.

Да, меня могут упрекнуть: «А тестирование?». Поэтому мы и мечтаем попасть в программу диспансеризации, чтобы там, в общей куче других исследований на соматические болезни, мы бы имели возможность посмотреть, «нет ли там чего-нибудь». Не акцентируя на этом внимание. Но у нас же, как говорил Бисмарк, любая истина воспринимается сначала в штыки, потом активно высмеивается, а потом воспринимается как банальность. Поэтому ждем. Третий год проводим тестирование подростков, все к этому уже привыкли. И это хорошо.

- То есть вы стали банальностью?

- Банальностью пока не стали, нас сейчас активно высмеивают. Но как только мы попадем в диспансеризацию - все, будем считать, что достигли своего. Будем потихонечку, не нарушая ничьих прав, сканировать свою тему.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах