Наболело
- Яков Наумович, вы обратились с открытым письмом к министру образования и науки РФ. Нехарактерный порыв для человека, посвятившего жизнь своему большому делу - продолжению идей классика педагогики Антона Макаренко. Накипело?
- Наболело. Новый закон «Об образовании», принятый в конце минувшего года, не оправдал моих ожиданий. Он оказался ничем не лучше предыдущего. В нем вновь исключен приоритет системы воспитания. Между тем я твердо уверен, попытка понятие «воспитание» подменить «обучением» и «образованием», то есть классно-урочной системой, обречена на полный провал. Элементарный вопрос: результаты пресловутого ЕГЭ отражают нравственно-гражданскую зрелость выпускников школы? Нисколько! И тут самое время вспомнить мысль Дмитрия Менделеева: «Знание без воспитания - меч в руках сумасшедшего».
- Полагаете, это актуально для дня сегодняшнего?
- Более чем. Очевидно, что причиной подавляющего большинства криминогенных ситуаций является человеческий фактор. К сожалению, это изначально доброе и социально значимое словосочетание со временем стало ассоциироваться со словом «катастрофа». Так вот, человеческий фактор берет начало с детского сада, школы. Все мы, как известно, родом из детства. И все то доброе, нравственное, гражданское, что будет заложено в сердцах подрастающего поколения, будет сопутствовать им всю жизнь. А если не будет заложено ничего?.. Уже сегодня мы пожинаем плоды: растет число преступлений, совершенных подростками, все чаще говорится о детском алкоголизме, о подростковых суицидах…
Поэтому я твердо стою на позиции: сегодня, пока не поздно, необходимо принять закон «О воспитании». И он должен идти впереди закона «Об образовании». Только воспитанием решается участь и судьба человека! Это аксиома.
Содружество детей и взрослых
- На чьи плечи, на ваш взгляд, должна ложиться львиная доля воспитательной работы?
- На «коллектив могущества непревзойденного». Именно так говорил Антон Семенович Макаренко об общешкольном коллективе учителей, учащихся и родителей школьников. Увы, сегодня понятия «школа» и «общешкольный коллектив» не тождественны, редко в какой школе встретишь истинное содружество детей и взрослых. Но именно в таком благородном объединении рождается Личность.
Сейчас модно навязывать учителям ошибочную идею того, что в школе не должно быть идеологической работы, «обвиненной» в бездуховности. С каких это пор зачастую зрелые, проверенные жизнью концепции мешают действенному воспитанию подрастающего поколения? Наши дети не инопланетяне! Они находятся в информационном поле и, конечно же, в курсе всевозможных (далеко не всегда умных и высоконравственных) политических призывов к тем или иным действиям. Кто научит ребенка отличать правду от лжи, если не общешкольный коллектив?
Руки учили голову
- Но ведь содружество детей и взрослых должно иметь твердую основу, идею. В противном случае объединение превратится в формальность. Разве не так?
- Конечно! Поэтому сегодня одна из бед школы - праздность. Все чаще сегодня сетуют, что, кроме дидактических классно-урочных новаций, в школе нечем занять учащихся. Мне, человеку много лет проработавшему директором школы с производственным обучением, странно это слышать. Праздность, то есть отсутствие диалектического единства умственного и физического труда, - мать всех пороков.
Непонятно, что мешает руководителям министерств и ведомств заняться организацией на предприятиях учебно-производственных цехов, где бы школьники под руководством специалистов приобретали бы навыки производительного труда. При желании таким важнейшим делом могли бы заняться наши уральские предприятия. В 60-70-е годы прошлого века страна гордилась и производственной практикой школьников на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, и их работой в школьных мастерских. Руки учили голову, а поумневшая голова продолжала учить руки.
Дети познавали цену труда, и это не мешало им становиться известными инженерами, агрономами, врачами, педагогами, военными, деятелями культуры и искусства… Школьное производство - это ось, вокруг которой вращаются интересы всех классов, всего школьного коллектива.
Досье | |
---|---|
Яков Наумович Левин - родился 30 марта 1922 года. Ветеран Великой Отечественной войны. Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, академик Академии творческой педагогики (г. Москва), лауреат премии им. Татищева и де Геннина. Автор 20 книг по педагогике, в том числе знаменитой публицистической трилогии «Педагогическая поэма продолжается». |
- Яков Наумович, то есть вы призываете вернуться к опыту прошлых лет?
- Нельзя забывать мудрость: если мы будем стрелять в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в нас из пушки. Созданная мною педагогика социального оптимизма и моя более чем полувековая педагогическая деятельность исходят из очень важной концепции. А именно: действенное воспитание учащихся в сильном, сплоченном трудовом коллективе - самая гарантированная защита от необходимости пере-вос-пи-та-ния. В том числе в местах лишения свободы.
И еще. Общешкольный коллектив - это микромодель будущих коллективов предприятий и учреждений, обеспечивающих стабильность государства. Вот так, ни много ни мало.