Что мы утратили?
- Я прошел фронт и могу точно сказать - если бы у нас в школах в 30-е годы не было воспитания, мы бы Великую Отечественную войну никогда не выиграли. Спас моральный фактор. Содружество.
Сегодня же мы утратили то гениальное, что было открыто великим классиком отечественной и мировой педагогики Антоном Семеновичем Макаренко. Увы, многие мои коллеги до сих пор до конца не понимают, кто такой Макаренко. Они знают: воспитывал «трудных», беспризорщину, написал замечательную «Педагогическую поэму»… Вот, собственно, и все. А ведь он смотрел на сто лет вперед! Он опередил время. Он мечтал создать школу, после которой не надо было бы заниматься ПЕРЕвоспитанием. Школу, в которой был бы Коллектив. Иными словами, социально-педагогическое объединение учеников, учителей и родителей, деятельность которых основана на принципах гуманизма, демократии, управления и самоуправления. Только в таких условиях возможно воспитание личности. Сейчас редко встретишь такую школу.
- Яков Наумович, в своей книге «Семнадцать уроков школьного воспитания» вы, по сути, продолжили и углубили систему Макаренко…
- В 60-е годы (чудесное было время!) в нашу школу с производственным обучением №62 Уфы (я тогда был директором) приезжал министр просвещения Афанасенко. Познакомился с нашей системой воспитания, пришел в восторг, доложил Никите Сергеевичу Хрущеву. Хрущев спросил: «Что, у него даже классных руководителей нет в выпускных классах? Самоуправление? Давай на съезд этого Левина вашего!». Это было для меня неожиданно, хотя я понимал, что за пять лет создал в школе то, о чем мечтал Антон Семенович. И вот после Всероссийского съезда в Кремле, вдова Макаренко Галина Стахиевна, с которой мы дружили, мне рассказала, что перед смертью Антон Семенович написал в редакцию «Комсомольской правды» письмо - сформулировал перечень тем, которые обеспечат воспитательную работу в школе. Письмо «замолчали». И вот Галина Стахиевна мне говорит: «Яков, займитесь этой книгой». Занялся… На «Семнадцать уроков школьного воспитания» я затратил ровно 39 лет. В книге собран практический опыт претворения в жизнь идей Макаренко.
Книга впервые была издана в 1999-м году в Екатеринбурге. Прошло одиннадцать лет… Сегодня, к сожалению, мало тех, кто хочет этим заниматься! Отсюда у нас наркоманы, скинхеды, националисты.
При том что нынешний министр образования Фурсенко говорит: «Дедовщина начинается с детского сада, школы».
Голова учит руки
- А вы согласны с этим?
- Конечно. Вот вы помните, конечно, события, произошедшие в Кировградской колонии. Зачинщики бунта получили большие сроки. Суд длился три года… Хоть один директор школы за это время подошел, спросил, кто там на скамье подсудимых? А может там его «друг»? Они ведь не с неба падают!
Почему эти парни попали за решетку? Школа не занимается воспитанием детей! Директор зачастую превратился в завхоза, решает проблемы с протекающей крышей. Он завален бумажками, бесконечными комиссиями. Ему некогда заниматься детьми. Это же ужас! Давно придумали должность - «замдиректора по воспитательной работе». Что это за гадость? Макаренко и Сухомлинский неоднократно повторяли - директор школы - главный воспитатель. Воспитывать он должен.
- Яков Наумович, сегодня, когда систему образования трясет (то ЕГЭ, то новые образовательные стандарты), можно что-то изменить?
- Все можно изменить! Кстати, о новых образовательных стандартах. Мы дружим с руководителем рабочей группы по их разработке, член-корреспондентом РАО Александром Кондаковым. Так вот, он говорит, что за столь бурным обсуждением предметов, не уловлено главное. А именно то, что главная цель образования - это ВОСПИТАНИЕ образованного, социально ответственного, культурного, здорового, успешного гражданина России. Его не поняли! Он же стоит на том, что без воспитания у нас ни черта не будет! Дмитрий Менделеев еще в XIX веке сказал: «Знание без воспитания - меч в руках сумасшедшего». Впечатляет? Воспитание всегда первично, а обучение и образование вторично. Мы же, простите, когда встречаем даму сердца, не говорим ей: «Диплом покажи».
- В чем причина, что в школах осталось одно образование?
- Нет коллектива, нет совместной деятельности. Например, где вы видели сегодня в школах, чтобы старшеклассники заботились о младших общешкольниках? Отменили пионерию, комсомол, а взамен ничего не предложено. И директор переложил воспитание на зама. А им приходится заниматься показухой для очередной комиссии. Классы разорваны, не связаны друг с другом, каждый класс умирает в одиночку. Нет содружества.
- Хорошо, вы говорите, что все можно изменить. Как?
- Мы ничего не добьемся до тех пор, пока будет действовать проваленный закон «Об образовании». Необходимо принимать новый закон «О воспитании подрастающего поколения».
Хотя я считаю, что можно все сделать при желании, работать надо. В школе должна быть утвержденная структура управления и самоуправления школой. Каждому - дело по душе, каждому делу - свой организатор. Структура должна быть замкнутая, не показушная, а которая работает. Причем, работает не по отдельным направлениям, как это сегодня часто принято. «Марьиванна, хотим посмотреть, как вы осуществляете трудовую деятельность». «Яков Наумович, а у вас хотим посмотреть спортивную работу». Дикость какая-то! Человек не воспитывается по частям. А общешкольный коллектив - тот же единый организм. Голова учит руки, поумневшие руки - голову. Это и есть творческий процесс. Кроме того, должна быть общая деятельность, которая объединяет и учителей, и учеников, и родителей, создавая общий школьный дух.