Екатеринбург, 24 января, АиФ-Урал. Яков Левин - личность на Среднем Урале легендарная. Ветеран Великой Отечественной войны, последователь и продолжатель дела классика мировой и отечественной педагогики Антона Макаренко, автор 20 книг (в том числе знаменитой трилогии «Педагогическая поэма продолжается»), руководитель научно-практической лаборатории «Личность и коллектив», заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, академик - это все он, Педагог. Именно так, с большой буквы.
В минувшем году Яков Наумович отпраздновал 90-летний юбилей. Но он искренне полагает, что почтенный возраст не повод успокаиваться, предаваться праздности и жить в своем узком мирке. У Левина по-прежнему болит сердце за настоящее и будущее российского образования. Своими мыслями о пути выхода из кризиса современного образования, о сущности воспитания Яков Наумович поделился с «АиФ-Урал».
- Вспоминаю совершенно бездуховный скандальный телесериал «Школа»… Неудивительно, что авторы этого сценария не могли знать, что существует такое понятие, как общешкольный коллектив учителей, учащихся и родителей школьников. По Макаренко, «коллектив могущества непревзойденного». Ведь ни в одном из десятков учебников педагогики днем с огнем невозможно найти такое определение. Дальше понятия «детского» или «ученического» самоуправления, учительского или родительского воспитания дело не шло.
Многолетнее руководство большим коллективом средней школы привело меня к убеждению, что без определения сущности такого творческого содружества не может быть и речи ни о каких серьезных успехах в работе. Кстати, до сих пор многим невдомек, что понятия «школа» и «общешкольный коллектив» совершенно разнопорядковые и не тождественные. В каждом сильном, сплоченном, едином общешкольном коллективе учителей, учащихся и родителей есть школа. Но теперь редко в какой школе встретишь такое содружество детей и взрослых. Между тем только в таком благородном объединении рождается Личность.
Сегодня столь доброе и социально значимое словосочетание «человеческий фактор» все чаще сопутствует зловещему понятию «катастрофа». Разбиваются самолеты, тонут корабли, пожары уносят людские жизни (вспомните трагедию в «Хромой лошади»), в забоях гибнут шахтеры… Мы все чаще сталкиваемся с бесчеловечностью, произволом. Неужели руководители министерств и ведомств не могут понять, что человеческий фактор, являющийся причиной трагедий и криминогенных ситуаций, формируется в детском саду и школе. Напомню, все мы родом из детства. Все то доброе, нравственное, гражданское (и наоборот), что будет заложено в сердца подрастающего поколения, будет сопутствовать им всю жизнь.
Мы забыли сегодня, что праздность, то есть отсутствие диалектического единства умственного и физического труда, - мать всех пороков. Непонятно, что мешает руководителям предприятий организовать учебно-производственные цеха, где бы школьники приобретали навыки производственного труда (это ли не воспитание будущих специалистов своего предприятия?). Еще в 60-70-е годы прошлого века страна гордилась производственной практикой школьников на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, их работой в школьных мастерских. Руки учили голову, а поумневшая голова продолжала учить руки. Подростки познавали цену труда. Давайте не будем забывать мудрость: если мы будем стрелять в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в нас из пушки.
К сожалению, мы так и не усвоили многовековую научную мысль педагогики и психологии о том, что только воспитанием решается участь человека. Это основополагающее положение является первичным. А обучение, образование - вторично. Попытка понятие «воспитание» подменить воздействием посредством учебников и литературных источников, то есть классно-урочной системой, обречена на провал. Результаты ЕГЭ нисколько не отражают нравственно-гражданскую зрелость выпускников. Еще Дмитрий Менделеев говорил, что «знание без воспитания - меч в руках сумасшедшего».
Подводя итоги своей 55-летней педагогической деятельности, скажу, что созданная мною педагогика социального оптимизма исходит из главной концепции: действенное воспитание учащихся в сильном и сплоченном трудовом коллективе является гарантом их надежной защиты от… перевоспитания в местах лишения свободы. Кроме того, общешкольный коллектив является микромоделью коллективов государственных предприятий и учреждений.
Словом, убежден, что сегодня назрела насущная потребность разработки и принятия нового закона. Закона «О воспитании подрастающего поколения», который должен идти впереди закона «Об образовании»! Будем считать это моим обращением к министру образования и науки Российской Федерации Дмитрию Викторовичу Ливанову.