Созидатели, аскеты
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Анатолий Дмитриевич, в вашем новорождённом центре намеренно сделан акцент на людях, вошедших в историю Среднего Урала?
Анатолий Кириллов: Безусловно. Значение личности в истории невозможно переоценить. Именно люди прославили Урал как опорный край державы. Скажем, как можно говорить об истории нашего региона без отдания должного уважения Татищеву, династии Демидовых, де Геннина, генерала Глинки? Что характерно, все эти люди были внутренне очень глубокие, основательные. Они никогда не жили по принципу: «я хозяин и имею право жить – не тужить». Это были созидатели. Причём, казалось бы, Урал – это в первую очередь заводы, металл, но те, кто стоял у власти в те далёкие времена, никогда не отодвигали на второй план решение социальных вопросов. Они занимались культурой, образованием. И не думали о личном обогащении, несмотря на то что в их руках были практически неисчерпаемые ресурсы. Яркий пример тому генерал Глинка. По нынешним временам олигарх, он уезжал в Москву практически с тем, в чём был. Никаких возов золота. И жил потом скромно, если не аскетично. Таких людей сегодня катастрофически не хватает.
Мы не можем в центре объять необъятное – всю богатейшую историю Среднего Урала. Наша задача – пролистать страницы этой истории, на которых запечатлены в первую очередь знаменитые земляки, с тем чтобы подтолкнуть современников более детальному, глубокому изучению «предмета».
История через персоны – это новый взгляд на эту науку. Мы в своё время слишком увлекались описанием исторических событий, производства, культуры как бы вне человека. На тот момент человек у нас был только в политбюро. Сегодня задача иная – посмотреть, как остальные люди жили, в каких условиях они развивались, творили, как они вели за собой общественное мнение.
Ослепление богатством
– Посмотреть и сделать выводы?
Сегодня такие «личности» вызывают у мыслящих людей отторжение, если не отвращение. И дело вовсе не в зависти – просто не вытравлено ещё то хорошее, которое в нас генетически заложено: культура, чувство такта, самоуважение. Плюс сегодня мы обрели некую свободу, самостоятельность. Мне нравится сегодняшнее время, когда человек может постоять за свои права, может не позволить себя унизить как личность. Когда барство, самодурство, безумное и бездумное обогащение вызывает неприязнь.
– Вы как-то заметили, что говорить об истории родного края сегодня, в непростое экономически и политически время, особенно важно. Почему?
– Мы вновь переживаем переломное время. По-новому пытаемся выстраивать отношения с Западом, пытаемся остановить то отрицательное, что идёт в Россию извне, позиционируя себя как мощное государство. Но у кого-то опять возникает желание подравнять мир в однополярном направлении. И поднятая голова новой России далеко не всем нравится. В этой ситуации нам очень важно укреплять духовное единство народа. А в его основе – знание истории. Страны, родного края, семьи. У человека должна быть внутренняя культура, связанная со знанием истории и с чувством гордости за свою родину.
Вы знаете, я как историк и политолог посетил множество стран. Мне интересно сравнивать. Но, честное слово, никогда у меня не возникало желания где-то остаться. Да, где-то светлее, где-то теплее… Но здесь наши горы, наши люди, наша история. И поверьте, сегодня наши люди стали более склонны к гражданственности. И отрадно осознавать, что сегодня в нашем регионе появились, если так можно выразиться, наследники Демидовых – люди, готовые вкладывать собственные средства в развитие области, в духовное воспитание. Уверен, наш бизнес делал бы ещё больше, если бы власть эту активность инициировала и поддерживала.
Диалог поколений
– Всё, что вы сейчас сказали, – о старшем поколении. А молодёжь? Разве у неё есть основа для гражданственности, искреннего патриотизма? Мне кажется, что молодое поколение всё же придерживается принципа «лучше там, где нас нет».
– Согласен. В отношении молодёжи мы недорабатываем. Поэтому и так важно говорить с ними об истории родного края как о частичке России. Говорить везде – в семье, в школе, в вузе. Говорить ненавязчиво, доверительно, заинтересовывая, а не «вдалбливая». Откровенно, без фальши и коньюктуры, отвечая на их вопросы. Они открыты для диалога, поверьте. Беда молодёжи в том, что они в отношении истории сегодня как пустой сосуд. С одной стороны, это печально. С другой стороны, его ведь можно наполнить. Было бы желание. К счастью, не перевелись ещё педагоги с большой буквы, готовые за скромные зарплаты отдавать себя делу воспитания молодого поколения. Наш центр, безусловно, не может решить все проблемы современности, но мы можем стать надёжными помощниками педагогов и семьи.