«Социальные связи теряются, исчезает понятие «общество», наступает царство индивидуализма – это страшно, в том числе и потому, что многократно возрастает возможность управлять человеком», - считает директор Центра истории Свердловской области, доктор исторических наук Анатолий Кириллов.
Тёмный период
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Анатолий Дмитриевич, сегодня многим непонятна суть деления Уральской области, которое произошло в 1934 году.
Анатолий Кириллов: Руководство страны, ставя задачу на определённый этап, выстраивает на этот этап конфигурацию территориального устройства. В 20-е годы прошлого века такой задачей было быстрое наращивание промышленного и военного производства, создание крупной базы для этого в глубине России. Значит, была необходима конфигурация с единым политическим центром – и в 1923 году создаётся Уральская область, одна из крупнейших в стране. К середине 30-х годов – в рекордные сроки! – главная задача выполнена, все крупнейшие заводы или уже работают, или готовы к открытию. Причем, воспользовавшись мировым кризисом, мы вырвали, выторговали самые современные технологии в производстве металла, машиностроении, которые работали долгие годы и, по сути, сформировали потенциал Победы.
То есть созданная территориальная конфигурация свою задачу также выполнила и стала нецелесообразной, нужно было создать структуру управления уже действующим производством. А поскольку предприятия были общесоветского уровня, то и управление осуществлялось из центра, и многие вопросы – по сбыту готовой продукции, например, - решались на уровне страны. Кроме того, был взят курс на разукрупнение регионов. Уральскую область поделили на три. К слову, это было уникальное деление – вплоть до 1938 года Пермский край находится в составе Свердловской области.
Но за всеми преобразованиями, конечно, стояли люди. Именно о них, в первую очередь, нужно говорить, когда идёт речь о славе региона. О тех, кто решал сложнейшие задачи, не чванясь, не заносясь.
- Кого вы имеете в виду?
- Достойных людей, светлых умов в Свердловской области всегда было немало. Именно поэтому мы рассматриваем историю региона именно через персоналии, через личности. Скажем, во главе Уральской, а потом и Свердловской области был Иван Кабаков – крупная политическая фигура, хотя и неоднозначная. К сожалению, он попал в котёл репрессий, внутри которого пропали многие сильные личности. Это был очень тёмный период истории нашей страны, истории Урала – большинство руководителей крупных предприятий, которые уже выстроили производство, которые знали, как развивать его дальше, которые наверняка принесли бы региону огромную пользу, исчезали, уничтожались. Никакого оправдания этому я не вижу. Это чудовищное затмение в системе политического руководства.
Но, я убеждён, историю нужно рассматривать в её целостности. В те же 30-е годы в регионе не только наращивался промышленный потенциал, решались социальные вопросы – эта «традиция» создания достойного качества жизни людей была заложена ещё Демидовыми, Татищевым, де Генниным, генералом Глинкой. Создавались театры, развивались наука, культура, спорт, образование. А в моногородах региона было и монообразование, монокультура. И люди гордились этим, ценили это, отчасти поэтому данное поколение позже поднялось на защиту Родины.
Это был уникальный опыт развития области, который необходимо изучать и к которому, прямо скажем, не грех вернуться. Тем более что сейчас мы живём в особенное время.
Рабов не было
- В чём его особенность?
- Объединились крупнейшие политические, экономические силы, структуры. (Вы же помните, еще не так давно все работали вразнобой.) И это время, когда нужно вновь ставить очень крупные и очень конкретные задачи. Сегодня уровень жизни, уровень восприятия человека, влияния на него очень непростой. Мы с замечательным человеком, знатоком истории своего края Григорием Максимовичем Каётой написали немало книг об истории Среднего Урала. Но рассмотрели не общую историю, а разные её стороны. Средний Урал в революциях, например. И оказалось, что мы в революциях всегда были очень активны, наш регион был местом, где росли революционеры, что объяснимо: народ у нас свободный, рабов здесь никогда не было. Это еще де Геннин определяет: «Право своё чувствуют и знают». Так вот, сегодня ситуация в какой-то степени мне напоминает, не побоюсь сказать, предреволюционную. Падает авторитет власти, и в это время создаётся мощная антигосударственная система пропаганды, в чём, засучив рукава, принимает участие наша интеллигенция. Но, надо сказать, исторический опыт показывает, что интеллигенция в попытке построения либерального государства никогда от этого ничего не выигрывала. Напротив, условия жизни человека ухудшаются.
Мы это всё уже «проходили». Увы, технологии развала государства не меняются. Но при этом больше всего меня печалит выключение из процесса социализации молодого поколения, которое всё больше сосредотачивается на профессиональном и финансово-развлекательном достатке. Но без знания истории, без гордости за свою страну, за свой край нельзя быть гражданином в полноценном значении этого слова. А гордиться есть чем: есть великая российская история, есть великая история Урала. Но, может быть, сами власти в этом смысле что-то недопонимают?
«Хали-гали» в День танкиста?
- Почему вы пришли к такому выводу?
- Потому что вновь появилось в работе с обществом то страшное, которое именуется формализм. Формально что-то поддерживаем, формально центры создаём, цветы возлагаем.
А на этом фоне ещё и социальные связи теряются, исчезает понятие «общество», наступает царство индивидуализма – это страшно, в том числе и потому, что многократно возрастает возможность управлять человеком. Но управлять и вперёд, и вбок, и по-всякому. Между тем поводы для сплочении есть. Один из них – грядущее 300-летие Екатеринбурга.
Простой пример. Мы расстроились, что проиграли в борьбе за ЭКСПО-2020, но говорим, что «когда-нибудь» метро всё равно будем строить. Да не надо «когда-нибудь»! Не надо ждать подарка сверху, надо отстаивать интересы своего края! Или вот уходит от нас выставка вооружений - великое достижение команды Росселя. Хорошо, а что взамен? «Хали-гали», пляски на этом месте в День танкиста? Но это же мелко. Такие вопросы должны жёстко решаться.
Если мы этого делать не будем… Уже сейчас Урал превращается в центр оппозиционных настроений. Они ещё скрыты, ещё не работают, но, как говорится, недалёк тот день...
- Быть центром оппозиции так ли уж плохо?
- Очень плохо! Урал всегда был опорой государства, он Петром I так задумывался. Это всегда был край, в котором жить интересно, достойно. Народ здесь всегда гордился: «Мы уральцы!» Мы крепче кого бы то ни было, и мы всегда стоим на страже интересов своей Родины, а Родина стоит на страже наших интересов. Сегодня такого ощущения нет, поэтому так остро стоит необходимость вернуться на линию развития края, которая была заложена в 30-е годы, а продолжена в 50-е, 60-е, 70-е. Как, например, праздновали 250-летие областного центра? Построили огромный Дворец молодёжи, Исторический сквер и многое другое. И люди заговорили: «У нас юбилей, смотрите, как власть за город болеет, всё самое лучшее создаёт».
Поэтому сегодня, как никогда, надо делать то, что объединяет. И чтобы при этом всегда учитывалась точка зрения большинства. И, конечно, очень важно работать с молодёжью, которая имеет доступ к различной, не всегда правдивой информации. Да, молодые люди сегодня отличаются критичностью ума, но они всегда доверяют тем, кто разговаривает с ними честно.