Аргументы и Факты
ural.aif.ru
16+
Урал
Аргументы и Факты
ural.aif.ru
16+
Урал
Примерное время чтения: 6 минут
176

Пресса под прессом. В Екатеринбурге решают судьбу печатных СМИ

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 30. «АиФ-Урал» 23/07/2025
Екатерина Деревяшкина / АиФ

Массовое исчезновение нестационарных торговых объектов (НТО), реализующих печатную прессу в Екатеринбурге, вызвало жалобы горожан, претензии СМИ и критику правозащитников. Чтобы разобраться в ситуации, администрация мегаполиса организовала круглый стол с участием журналистов. Кто виноват в сложившейся проблеме, и каковы пути её решения — в материале «АиФ-Урал».

Вопросы безопасности

«Киоски в Екатеринбурге начали массово появляться в 90-х годах, когда перестраивалась экономика страны, — отметил директор департамента потребительского рынка и услуг Максим Чаплыгин. — НТО обеспечивали город торговыми площадями, а людей — работой. Но законодательство с тех пор сильно поменялось. Был усилен контроль требований ГИБДД и МЧС, появились ГОСТы по мелкорозничной торговле, запрет на размещение ларьков на сетях и в других охранных зонах. Всё это было продиктовано вопросами безопасности. Когда на аварийном водопроводе стоит ларёк, целый микрорайон рискует остаться без воды. В принципе НТО предполагает объекты, которые можно легко переместить. Но за три десятилетия они обросли фундаментом...»

Между тем в 2025 году у 95% киосков в столице Урала заканчивается срок действия договоров (это 1 340 объектов), в 2026-м и позже — у 135 таких точек. По истечении срока договора предприниматель обязан в течение пяти дней освободить земельный участок и передать его районной администрации. Иначе следует демонтаж и вынос конструкции. А единственный способ заключить новый договор — участвовать в аукционе, иных путей нет. Перед этим власти оценивают место размещения киоска с точки зрения законодательства.

Для понимания: НТО нельзя устанавливать на цветниках и газонах, детских и спортивных площадках, на остановках общественного транспорта, в границах ОКН, в арках зданий, в охранной зоне сетей ЖКХ (это лишь малая часть ограничений). Специалисты городской администрации начали изучать ситуацию с 2023 года и выяснили, что из 1,5 тысячи НТО лишь около ста не нарушают требования безопасности или правила благоустройства.

Кроме того, в октябре 2020 года было принято постановление о внешнем виде таких объектов. На старые договоры оно не распространялось, но сегодня после проведения аукционов дизайн киосков должен соответствовать установленным правилам.

Социальная сфера

Возникла непростая ситуация. Люди жалуются на исчезновение киосков, в которых они десятилетиями покупали газеты и журналы. СМИ встали перед выбором: бороться за их сохранение или снижать тиражи и уходить в интернет. Бизнес просит преференций и поблажек — не факт, что обоснованных. А городская администрация обязана исполнять требования законодательства, потому закон един для всех. При этом все признают, что киоски с печатной прессой — объекты социальные.

«Мы взяли на себя обязательство подобрать для НТО новые места, но получить их можно только через аукцион, никаких продлений договоров законом не предусмотрено, — пояснил Максим Чаплыгин. — В прошлом году на уровне гордумы мы отстояли вопрос пониженной платы для объектов, торгующих прессой. Сегодня киоск печатной продукции, занимающий площадь в 15 квадратных метров, платит всего 5-6 тысяч рублей в год».

Между тем право на размещение объекта тоже стоит денег — порядка 250 тысяч. При этом есть поручение главы Екатеринбурга Алексея Орлова — проработать вопрос о снижении этой суммы. «Мы готовы выйти на городскую думу, чтобы пересмотреть это решение, — подчеркнул глава департамента. — Но нам необходимо экономическое обоснование. Есть постановление правительства региона, согласно которому в таких НТО должно быть 60% печатной продукции, и только 40% — сопутствующей. Однако чтобы говорить о нерентабельности данного вида бизнеса, нужен контакт с реализаторами прессы. Это процесс двусторонний».

Найти компромисс

Алгоритма решения этой проблемы пока нет — ни у городской власти, ни у СМИ, ни у предпринимателей. Но есть ряд предложений. Среди них — распространять газеты в формате «кофе с собой» или даже продавать их в алкомаркетах. Администрация Екатеринбурга изучала опыт Москвы, есть вариант, что в будущем мэрия сможет устанавливать свои НТО, отдавая их под торговлю газетами и журналами. Но для этого необходимо проработать вопросы законодательства (столица Урала, в отличие от Белокаменной, не является субъектом РФ) и финансирования.

К слову, на 1 января на территории Екатеринбурга располагалось порядка 135 НТО, специализирующихся на торговле печатной прессой. Но из них реально работало около 80, остальные были закрыты (что недопустимо, так как ведёт к расторжению договора).

По словам директора департамента информационной политики Екатеринбурга Екатерины Мезинцевой, выход из ситуации можно найти только совместными усилиями: «Глава города дал поручение проработать варианты решения этой проблемы, но мы — не законодательный орган, не знаем экономики такого бизнеса, на сегодняшний день все наши предложения не находят у предпринимателей понимания. Мы вынуждены работать в правовом поле, с учётом текущей ситуации и пониманием того, что эта ситуация неизбежна. Но находить компромисс надо».

Планируется, что в ближайшее время городские власти создадут рабочую группу по конструктивному решению вопросов с печатной прессой.

Стоит также отметить, что вся актуальная информация по этой теме есть на открытом геопортале размещения НТО на сайте екатеринбург.рф. В карточке каждого объекта можно посмотреть его фото, дату заключения и номер договора, срок его действия, площадь, специализацию и так далее. Ресурс был создан, чтобы обеспечить обратную связь от горожан и контролировать законность и прозрачность всех процессов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах