В Екатеринбурге на станции «Площадь 1905 года» открылась выставка, посвященная 40-летию со дня начала строительства Екатеринбургского метрополитена — именно 28 августа 1980 года первый ковш земли был вынут на месте станции «Уральская» в Железнодорожном районе.
Как рассказал директор Екатеринбургского метрополитена Андрей Панаиотиди, экспозиция, представленная на станции, — дань уважения и признательности людям, которые вложили душу в метро: строители, архитекторы, проектировщики, областное и городское правительство.
На большом полотне можно разглядеть знаковых свердловских деятелей: первого президента России Бориса Ельцина, первого губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, молодого рокера Вячеслава Бутусова, который в то время закончил архитектурный институт и помогал проектировать станции «Проспект Космонавтов» и «Уралмаш».
Экс-директор «Метрострой-ПТС» Юрий Дозорец, который застал самое начало строительства Екатеринбургского метрополитена, поведал о том, с какими трудностями столкнулись рабочие. Он рассказал, что метро строили люди из разных городов страны.
Он отметил, что строителям было непросто работать из-за особенности геологии Среднего Урала — слабые пластичные глины, вода, особенности горных пород внесли свою лепту в производительность.
Кроме исторического полотна в центре станции, появились прикрепленные к колоннам архивные черно-белые кадры и документы из истории строительства метрополитена. По словам Андрея Панаиотиди, вскоре к ним добавится вторая часть экспозиции — цветные фотографии, на которых запечатлены более современные этапы строительства метро, ввод в экспуатацию станций «Геологическая», «Ботаническая» и «Чкаловская».
Юрий Дозорец отметил, что во время строительства метрополитена отделочные материалы, мраморные и гранитные плиты, чугунные формы, люстры, светильники и другие элементы были изготовлены на заводах Свердловской области. Это делает его уникальным на фоне других метрополитенов России.
Специалисты отмечают, что сейчас, как и во времена СССР, остро стоит финансовая проблема. По этой причине в Екатеринбурге постоянно переносится строительство долгожданной второй ветки. На сегодняшний день «Уралгиптротранс» ведет проектные работы по второй ветке, разрабатывает обоснование экономической эффективности капиталовложений.
Напомним, что в начале августа глава Екатеринбурга Александр Высокинский говорил, что вторая ветка Екатеринбургского метрополитена стала дороже на 10 млрд рублей — теперь стоимость ее строительства составляет порядка 90 млрд рублей. Мэр считает, что без новой ветки метро у Екатеринбурга не будет необходимого каркаса для города-миллионника.