Примерное время чтения: 5 минут
56

«Культмасспросвет»: Когда людям с ограниченными возможностями предоставят безграничные возможности?

Сегодня в Областном центре реабилитации инвалидов прошел круглый стол. Представители министерств и ведомств региона беседовали на тему, сформулированную мудреным образом — «Вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

На самом деле вопрос стоит куда проще: когда, наконец, инвалиды, смогут посещать разного рода учреждения и организации? Грех на душу брать не буду, никто, конечно же, запретные таблички не вешает — инвалиды такие же свободные люди в свободной стране, как и все прочие уральцы. Это в теории. На практике, увы, не так.

Если сравнивать с пресловутым советским временем, в области (в особенности в Екатеринбурге) «доступность среды жизнедеятельности» для людей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается лучше. Пандусы теперь кое-где имеются, кнопки вызова — тем паче. Только вы замечали где? В учреждениях соцзащиты, больницах, аптеках, по большей части. Такое впечатление, что инвалидам только и надо в этой жизни, что оформить очередное пособие да полечиться. И то вопрос. Ну, подъедет, например, колясочник к аптеке с высоким крылечком, нажмет заветную кнопочку… Кто его, бедолагу, поднимать будет? Девушки-провизоры? Один охранник?

Особая тема учреждения культуры. Спору нет, например, директор цирка Анатолий Марчевский об инвалидах печется, благотворительные спектакли в цирке — дело обычное, за что Анатолию Павловичу честь и хвала. А если семья с ребенком-инвалидом (или взрослый человек с ортопедическими проблемами) захочет посетить представление в «штатном режиме»? Много раз наблюдала, как близкие люди вынуждены на руках нести к месту ряде этак на пятом подростка с ДЦП. Там, в цирке, знаете ли, лестницы крутые — у здорового человека голова кругом идет.

В кинотеатрах та же история. Вы там на сеансах часто инвалидов видели? Вот-вот. На коляске лестницы не преодолеть. Можно, конечно, посоветовать — пусть дома сидят, диски крутят. Проходили, знаем. Школьникам тоже предлагают домашнее обучение. Типа, сиди и не рыпайся со своими проблемами. Между прочим, многие ребятишки с ДЦП и с другими диагнозами способны учиться в «нормальной» школе. И ДОЛЖНЫ там учиться, поскольку ничего так лучше не развивает и не реабилитирует, как интеграция детей-инвалидов в обычную среду сверстников. Только вот беда — школы наши тоже для таких ребятишек не приспособлены.

Помню, координатор направления работы с детьми-инвалидами общественного движения «Класс родителей» Аня Ширинкина рассказывала мне одну историю. Чудовищную и обыденную одновременно. Цитирую Аню: «У нас есть замечательная девочка, с интеллектом все в порядке, но она с большим трудом передвигается. Ей десять лет, она должна перейти из начальной школы в пятый класс. Приходим в созащиту, просим: «Ребята, помогите маме, дайте сопровождающего». Они нам : «А че мама-то будет делать в это время?» Ну, так на работу пойдет, она 10 лет не работала, ребенком занималась». У них недоумение на лицах, дескать, родила, так возись. И предложили — пусть переводит в интернат. Ничего себе альтернатива!». В конечном итоге девчушке «по миру» собрали деньги на «шагающую» по лестницам коляску… Но, слава богу, мама упертая оказалась, во все двери стучалась. Но в том-то и беда, что мамы детей-инвалидов в большинстве своем отвергнутые обществом, робкие женщины. Блин, а почему, собственно, права своего ребенка должны силой выбиваться?

К слову, об интеграции. Знаете ли вы, что во многих штатах Америки в школах проводятся Дни инвалидов (точное название не помню, но суть не в этом)? Не-е-ет, это не те дни, что у нас проводятся. Там, знаете ли, регулярно (всяко чаще, нежели раз в полугодие) детям школьного возраста предлагают провести день, не используя, например, правую руку. Или левую. Или одну из ног. Смысл понятен? Промучившись часа три таким вот образом, ребенок уже не будет гадко хихикать вслед сверстнику-инвалиду. А подойдет и поможет ему. Как минимум.

Но это уже я в сторону ушла. Я про круглый стол. Дело, конечно, благое. Только на моей памяти подобных теоретических мероприятий в области была тьма-тьмущая. Может, уже не будем больше заседать, проблема-то — вот она. И решение очевидно. Пора от теории переходить к практике. Только тогда на вопрос, вынесенный в заголовок, можно будет ответить что-то конкретное.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах