Екатеринбург, 3 октября, АиФ-Урал. Пока имена тех, кто получит заветные статуэтки, держатся в секрете. И даже президент фонда «Академия российского телевидения», который является организатором премии ТЭФИ, Михаил Швыдкой, ставший гостем программы «Акцент» на ОТВ, не выдал тайн:
- Я, как старый Джолион в романе Голсуорси, все узнаю последним, - заявил маститый телевизионщик. - Я не вмешиваюсь ни в процесс смотрения работ, ни в процесс их оценки. Мое дело - чтобы все было по-честному. Я - гарант конституции ТЭФИ.
Впрочем, разговор с Михаилом Ефимовичем и без того получился интересным и содержательным. Отрывки из него (полную версию можно посмотреть на сайте www.obltv.ru) мы публикуем сегодня.
Новости - главный жанр на телевидении
- Михаил Ефимович, на финал Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион» вы приехали в качестве главного человека этой премии. Как сейчас обстоят дела с ТЭФИ? Не секрет, что какое-то время этот проект находился в кризисе…
- Премию мы все-таки сохранили - не только национальную, но и региональную. Сейчас мы делаем несколько проектов. Национальная ТЭФИ - это главный проект, это конкурс всех телевизионных каналов, всех программ. Но мы изменили правила, и это во многом смягчило ту противоречивую ситуацию, которая сложилась в Академии российского телевидения (АРТ). Сегодня соревнуются не каналы, а производители, и поэтому, я думаю, у конкурса появилось новое дыхание.
Проект, который называется «ТЭФИ-регион», - это конкурс региональных каналов, их довольно много - от Камчатки до Калининграда. Во вторник в Екатеринбурге начался конкурс лучших информационных программ. Это очень тяжелый и, возможно, главный жанр на телевидении. Люди любят телевидение за то, что они могут узнать свежие новости - не только федеральные, но и региональные. И надо сказать, что региональные телевизионщики работают очень интересно.
Буквально две недели тому назад мы провели в Казахстане «ТЭФИ-Содружество». Это фестиваль-смотр работ наших коллег из стран Содружества Независимых Государств, на котором были даже грузинские телевизионные деятели. Удивительным образом их представляла моя старая приятельница и известнейшая певица Ирма Сохадзе, которая когда-то пела «Оранжевое солнце, оранжевое небо», и все плакали. Сейчас она работает на телевидении в вашем амплуа - телеведущей, и делает это замечательно!
Словом, у ТЭФИ появились такие вот разнообразные проекты. Мы проводим круглые столы по разным проблемам телевидения, у нас есть школа, которую, судя по всему, будем расширять - потребность в телевизионных кадрах на постсоветском пространстве огромна! Причем не только в телеведущих, журналистах и редакторах, но и в осветителях, звукоинженерах - всех, кто связан с телевидением. Поэтому у ТЭФИ много работы, много забот, и, я думаю, расширение нашей проектной деятельности, уход от одного только национального ТЭФИ поможет вывести на новое качество и национальный конкурс.
ТВ нужна молодежная аудитория
- Михаил Ефимович, вот вы сказали, что зрителям в первую очередь нужны новости, информация. С этим, мне кажется, можно поспорить - ощущение такое, что телевидение сползает куда-то в «развлекуху». И полтора года назад Леонид Парфенов на вручении премии имени Листьева фактически поставил диагноз: «Наше телевидение все изощреннее будоражит, увлекает, развлекает и смешит, но вряд ли назовешь его гражданским общественно-политическим институтом». Разделяете ли вы такую позицию?
- Будем объективны: речь идет о том, что на разных каналах - разная информация. Есть каналы, которые финансируются государством, которые учреждены им и которые излагают информацию в том ракурсе, который определяется во многом его интересами. Есть каналы, которые существуют на частные или корпоративные деньги, - они дают несколько иную информацию. Скажем, радио «Россия» и радио «Эхо Москвы» отличаются друг от друга по оценке тех или иных явлений.
Я работал на телевидении 90-х годов, был председателем ВГТРК. За Четвертым каналом тогда стоял Гусинский, за Первым - Березовский. За каналом, на котором работал я, стояло государство. У нас был самый толерантный и объективный канал, потому что люди, которые работали у Гусинского и Березовского, во многом отстаивали их интересы. В 90-е годы было все не так просто, как кажется.
Включайте «РЕН ТВ», включайте Би-би-си - делайте, что хотите. Сегодня, как ни странно, источников информации стало значительно больше, чем раньше.
Я отвечу на ваш вопрос так: это - вопрос времени. Все, в конце концов, найдет свой баланс. Сегодня одна из проблем - это старение зрительской аудитории. Часть молодежной аудитории смотрит «ТНТ», а другие уходят в Интернет. На этот вызов, в свою очередь, все реагируют - посмотрите, какая программная политика у Первого и Второго каналов. Эрнст ведь не случайно запускает такой сериал, как «Школа», потому что он понимает: это подтянет продвинутую молодежную аудиторию.