Проблема не решаема?
Анатолий Берестов бодрится. О своем одиночестве говорит: «Живу уединенно». Пятнадцать лет назад он вернулся из больницы, после перенесенной ампутации обеих ног, в пустую квартиру - жена наотрез отказалась «быть сиделкой при калеке».
- Компьютер так и не освоил, так сказать, «в обществе» не бываю, - рассказывает он. - Все развлечение - телевизор, книги да «прогулки» раз в неделю во двор. Спасибо, сосед спускает нас с коляской с третьего этажа. Самостоятельно этот «трюк» мне нипочем не проделать. Как-то пару лет назад решился до соседнего магазина «прокатиться», но затея провалилась. Попасть в торговую точку так и не удалось - коляска не прошла в дверь…
Действительно, проблемы уральских инвалидов начинаются уже в их собственных домах - в квартирах и подъездах, из которых многие из них попросту не могут выбраться. По словам председателя общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение» Елены Леонтьевой, это - самый больной вопрос:
- Посудите сами: какой прок человеку в том, что ему станут доступны больницы, учреждения общепита, магазины и кинотеатры, если он элементарно не может выбраться на улицу? Правда, при строительстве новых домов сейчас учитывают соответствующую ширину проемов дверей, габариты лифтов, наличие пандусов, но в отношении старых зданий проблема почти не решаема.
Живи как хочешь
Однако, оказавшись на улице, инвалид сталкивается с теми же проблемами, но уже - в масштабах всего мегаполиса. Высота большинства бордюров попросту не позволяет людям на коляске пересечь проезжую часть. Или взять пандусы: сам факт их сооружения - еще не гарантия того, что человек попадет в здание. Многие из них сделаны, что называется, для галочки (слишком узки). Или установлены под таким уклоном, что преодолеть их может только человек недюжинной силы.
Другая серьезная проблема инвалидов - общественный транспорт.
- Сидеть безвылазно дома - вот наш удел, - говорит инвалид детства Марина Севастьянова. - Но я понимаю, что это путь к деградации, поэтому и пытаюсь выходить в свет. В музеи ходить, в театры, в кино. Поверьте, каждый такой выход для меня - это преодоление. Попробуйте заберитесь в салон автобуса по ступенькам! Считаю, что низкопольные виды транспорта должны быть на каждом маршруте.
Что говорит власть
- Вспоминаю мероприятие десятилетней давности - круглый стол для детей-инвалидов и их родителей, - рассказывает руководитель областного Минсоцзащиты Владимир Власов. - Мы предложили ребятам проявить себя - стихи прочитать, поучаствовать в доступных соревнованиях. Что меня сильно удивило - дети и их родители оказались не готовы к общению между собой. Тот случай выявил целый ряд проблем, главная из которых - неготовность общества к активной жизненной позиции инвалидов.
Впрочем, постепенно, небольшими шагами, среда меняет свой облик. Сегодня инвалиды находят себя в спорте, культуре, общественной жизни. На Среднем Урале работает программа «Доступная среда». По словам Власова, общий объем финансирования проекта превысит 1,1 млрд рублей.
Комментарий специалиста:
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова:
- В сравнении с другими регионами у нас обращений от людей с ограниченными возможностями больше. Существует три главных проблемы. Во-первых, это квартирный вопрос людей с психическими заболеваниями. Не секрет, что зачастую родственники стараются от них избавиться, а жилье эксплуатируют. Во-вторых, немало вопросов возникает по поводу доступной среды. Ну и в-третьих, людям важно иметь возможность общаться. Тут, замечу, огромную помощь оказывают общественные организации.
Кстати:
К грядущему чемпионату мира по футболу, который состоится в 2018 году, будет закуплено 250 автобусов, 100 трамваев и 100 троллейбусов. Предполагается, что все вновь приобретенные машины будут исключительно низкопольные.