Екатеринбург, 7 декабря, АиФ-Урал. Уральская погода всегда была известна своим капризным нравом, но сейчас она преподносит сюрпризы, которые бьют все рекорды. Во всяком случае, на моей памяти таких скачков от 0 до -25 и обратно еще не случалось. Что самое неприятное - так это состояние дорог в такую погоду. Если вечером они заполнены полурастаявшей кашей, ничто не гарантирует, что завтра утром слякоть не превратится в первоклассный гололед.
Гололед - вот главный зимний враг всех российских автомобилистов, да и пешеходов тоже. Оружие против него, впрочем, давно известно - это специальные антигололедные средства. Под их воздействием снег не смерзается и на дороге не образуется накат, который приводит к образованию колеи.
Однако кроме плюсов у этого довольно эффективного средства, если верить народной молве, есть и свои минусы. Периодически приходится слышать от знакомых то о вреде для экологии, который наносят агрессивные реагенты, то о новой дорогой обуви, которая за один сезон пришла в полную негодность из-за «химии», то о чуть ли не насквозь изъеденных коррозией днищах машин.
Впрочем, как говорят специалисты, сегодня такие истории не более чем мифы, доставшиеся нам в наследство от первых противогололедных средств. Мифы, которые давно потеряли свою актуальность с появлением нового поколения подобных материалов.
- Современные реагенты - это намного больше, чем просто средство от гололеда, - рассказывают специалисты Уральского завода противогололедных материалов. - Сегодня в них могут входить компоненты, которые применяются при производстве асфальтобетонных смесей в качестве ускорителя и закрепителя материала. Поэтому новые противогололедные препараты не только не портят дорожное покрытие, но, наоборот, даже укрепляют его. При этом они практически безвредны для окружающей среды. По сути, это уже не собственно химические, а биохимические материалы. Например, в их состав входит хлорид кальция, который используется при изготовлении продуктов - сыра, творога, джема, а также биофильные элементы - комплексные удобрения, которые улучшают минеральное питание почвы и растений.
По словам работников дорожных служб, такой «коктейль» имеет сразу несколько плюсов по сравнению с привычной песчано-соляной смесью. Так, он намного бережнее относится и к обуви пешеходов, и к машинам автовладельцев. А главное - он в несколько раз эффективнее.
Прежние средства неплохо справлялись со своими обязанностями - но лишь до определенного момента. Как рассказывают специалисты, песчано-соляная смесь эффективна только до 10-12 градусов ниже нуля. При более низких температурах растопленный снег вновь замерзает. А специальные антигололедные препараты, которые выпускаются сегодня, работают до -30 С°!
Конечно, современные смеси дороже, чем простые песок и соль, но это только на первый взгляд. К примеру, у «Бионорда», который уже несколько лет используют дорожные службы Екатеринбурга, плавящая способность в пять раз больше, чем у песчано-соляной смеси. Это дает немалую экономию бюджета и сокращение расходов на содержание дорог. Тем более что такие реагенты действуют по принципу «высыпал и забыл». Они полностью тают, не требуя никакой дополнительной уборки и связанных с этим затрат.
- Раньше нам каждую зиму приходилось сначала разбрасывать по улицам города, а затем убирать и вывозить с них десятки тысяч тонн песка. По сути, мы вынуждены были делать двойную, никому не нужную работу, - рассказывает заместитель председателя комитета благоустройства Екатеринбурга Егор Свалов. - Да и эффективность их была не слишком высокой. Поэтому решено было отказаться от дедовских методов. Вот уже несколько лет мы используем современный противогололедный материал - наш, уральский «Бионорд». Реагент этот в несколько раз эффективнее, проще в использовании, имеет все необходимые экологические сертификаты и санитарно-эпидемиологические заключения, полностью безвреден не только для машин, но и для людей и для животных, которые соприкасаются с ним в прямом смысле слова, и даже для растений. Нас он устраивает полностью!
О том, что дало применение нового реагента, лучше всяких слов говорят цифры. По сводкам ГИБДД, зимой 2006-2007 годов (с ноября по март) в Екатеринбурге было зарегистрировано почти тысяча (988) ДТП, в которых пострадали люди. Уже следующей зимой, когда в уральской столице начал применяться новый антигололедный препарат, в городе произошло на полторы сотни аварий меньше - всего 839. С тех пор число их только снижалось. Прошлой зимой их было уже меньше 500!
- Состояние дорожного покрытия - это один из самых важных критериев, которые влияют на число ДТП, - рассказывает Наталья Лесникова, сотрудница отделения пропаганды ГИБДД Екатеринбурга. - Зимой, естественно, первую скрипку начинает играть гололед. И от того, насколько эффективно будут бороться с ним дорожные службы, какую технику и какие современные противогололедные реагенты применять, напрямую будет зависеть ситуация с аварийностью на наших дорогах. Такая техника и препараты нам сегодня жизненно необходимы, причем «жизненно» - в самом прямом смысле этого слова.
Комментарий специалиста
Профессор МГУ, эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян:
- В условиях крупного города основное загрязнение почвы происходит из атмосферы при выпадении со снегом и дождем токсичных веществ, которые, в свою очередь, образуются из отходов заводов, выбросов, выхлопных газов. Причем со снегом токсичных веществ выпадает больше, поэтому зимой почва загрязняется сильнее. Именно поэтому сейчас, чтобы еще более не увеличивать нагрузку на экологию, применяются безопасные биохимические реагенты.
Справка:
Согласно инструкциям дорожных служб, при слабом снегопаде (0,5-1 мм снега в час) противогололедные материалы должны начинать применяться уже через 30-45 минут после его начала. Если снегопад сильнее - через 15-20 минут.