Екатеринбург, 3 апреля, АиФ-Урал. Оглядываюсь вокруг. Свет приглушен. Много дверей, разветвлений и проходов. Глаза разбегаются. Стараюсь сосчитать двери: «Первая, вторая… шестая…» Меня отвлекает командный крик работников: «Давай, давай, эххээй!» Они дружно держат лонжу - выступают воздушные гимнасты. В углу небольшой экран - там показывается происходящее на манеже. Это своего рода подсказка артистам, с ее помощью не пропустишь свой выход. Кроме того, на авизо висят списки: на первом - даты выступлений, на втором - порядок выступления.
Впрочем, накладки с выходом артистов - случай крайне редкий. Однажды клоун одной из трупп засиделся в курилке, когда его коллега уже вовсю развлекал зрителей. Выкрутиться смешно им удалось, но как именно, работники цирка уже не помнят - так давно это было.
Обращаю внимание на ящик, становится не по себе - оружие! Оказалось (предсказуемо) - игрушечное. Рядом вдоль стены выстроились высокие контейнеры. В них гастролеры перевозят одежду, реквизит, всевозможную утварь, вплоть до микроволновки. Приезжают артисты примерно за неделю до премьеры, каждый своим ходом: кто на самолете, кто на поезде, кто на машине. Это зависит и от предпочтений человека, и от расстояния между городами. А реквизит и животных везут в больших фурах.
В ожидании выхода большинство артистов находятся в гримерках. Рядом лишь девушка. Передо мной ее… ножки (артистка стоит на руках). Дождавшись, пока собеседница примет более удобное положение для разговора, спрашиваю, волнуется ли она и о чем думает во время выступления. Через пару минут она будет сама ходить по канату, будет стоять на плечах у своего партнера, идущего по канату, - в общем, выполнять весьма опасные трюки.
«Волнуюсь, - делится смелая артистка чувствами, а сама не перестает разминаться, - а думаю о том, как бы хорошо отработать».
Выбегают шесть девушек с длиннющими ресницами, в блестящих костюмах. Они работают в жанре «Иллюзия», который в наши дни стал большой редкостью. Во-первых, он очень сложный в исполнении, а во-вторых, реквизит очень дорогой. Его возобновили по настойчивым пожеланиям зрителей. Трудная роль - показывать фокус, пластично изгибаться - досталась волшебницам из аттракциона «Малахитовая шкатулка», а по совместительству участницам циркового балета Екатеринбурга.
Не всегда непосредственно перед выступлением удается на манеже прорепетировать номер. Уже семь минут смотрю на то, как необычно Владислав разминается - бьет локтями столб. Он участник акробатического ансамбля «Московское время», выступает на подкидных досках под руководством народного артиста, обладателя высшей награды в области циркового искусства «Золотой клоун» в Монте-Карло Вячеслава Черниевского. Один из выступающих в коллективе, Сергей, сразу после ухода с манежа во время антракта наденет костюм льва Алекса и будет фотографироваться с желающими.
Как выяснилось, несмотря на занятость, при возможности артисты стараются обязательно ходить в цирк, только они не критикуют и не обсуждают выступающих.
«Ай-на-нэ, ай-на-нэ», - напевает мужчина в красном халате, проходящий мимо меня, а теперь он начал еще и насвистывать. Смотрю на лошадь, которая уже пятнадцать минут ждет своего выхода. Она перепрыгивает с ноги на ногу, будто танцует, - наверное, услышала «ай-на-нэ».
Вместе выступают Виолетта Барон и пони. Дрессировщица разговаривает с животным, успокаивает его, просит перестать кричать. Их выход еще не скоро, но они уже приготовились и встали на исходную позицию. С ними стоят артисты с обезьянками. С животными, понятное дело, работать трудно. Кстати, случались и казусы. Был в цирке случай, который очень веселил зрителей. Обезьянка неадекватно реагировала на лысых мужчин в очках, а такие на выступлении по закону подлости ей обязательно попадались. Животное внепланово замедляло шаг, останавливалось и начинало прямо посреди своего номера удивленно вскрикивать. Потом обезьянка шла дальше, но то и дело вновь оборачивалась.
- Тихо, парень.
- Иди, мой птенчик.
Вдали от меня дрессировщики ласково разговаривают со своими питомцами. До меня долетают лишь кусочки фраз.
Если ранее я слышала лишь громкий пугающий звериный рев, то сейчас вижу питомцев. В вагончиках-клетках везут двух тигров и шесть львиц. А кричат они так, потому что показывают всем, что это их территория. Попадают еще малышками животные из зоопарка. Сейчас подрастает молодое поколение - четырехмесячная львица Самара. Она уже освоилась и во время репетиций, как домашний котенок, бегает за кулисами.
Звери лежат - отдыхают. Кстати, то, что они дорогу переносят тяжело, - ложь. На самом деле им спокойно, они не устают - едут и кушают. У них, кстати, строгая дозировка - в день они съедают шесть килограмм мяса. А вот понедельник у них - разгрузочный день: лишь яйца и молоко.
- Львов принимаешь, - скомандовал работник цирка своему напарнику.
Представление продолжается. В это время с манежа до меня долетают некоторые фразы. Мне вовремя посчастливилось услышать: «…кровожадный хищник…». Как рассказывал ассистент дрессировщика Виталия Смолянца и по совместительству его брат, который работает с тиграми и львами шесть лет (с двадцати), Александр Смолянец, страх был в последний раз только тогда, когда он этих животных увидел. Они прекрасно чувствуют, когда человек боится.
- Ох, этот «смертельный номер», когда Виталий кладет на свою шею мясо, а львица проходит и ест пищу.
- Здесь главное - доверять, иначе ничего не получится, - объясняет мой собеседник. - Кстати, львицы и тигры отлично запоминают своих хозяев. Я могу с легкостью погладить их, а другому они откусят руку. Животные все понимают и запоминают. Мы из-за старости или агрессивного поведения отдаем зверей в зоопарк, потом навещаем. Например, в Ижевске Виталий пришел к своей бывшей коллеге - львице. Как только он позвал ее - она тут же вспомнила и его голос, и былые цирковые времена. Несмотря на то что порой с животными нужно быть строгими, нежности на всех хватает. Когда львицы, тигры радостны и довольны - трутся о нас, как домашние кошки. Например, львица Марта балдеет от слова «похвалить» Как только она его слышит - сразу ложится и начинает нежиться.
«Давай бегом!» - командуют львице, которая лениво выходит из своего временного дома. На самом деле выступать львам и тиграм нравится - на манеже они находят применение своей энергии.
Во время выступления Виталий кричит своим пушистым коллегам: «Трек!» И они понимают: нужно выполнять команду. Как сказали мне позже коллеги дрессировщика, он узнает каждого своего дикого питомца - Атоса, Зиту, Ласку, Миру… - даже по шерстке. А вообще, характер у всех разный.
- Вот для вас сейчас все их лица одинаковые, но на самом деле это не так, - убеждали меня. По словам Александра Смолянца, дрессировщика, если убрать все перегородки и разрешить хищникам спокойно перемещаться, они не пойдут к себе в клетки - будут изучать здание цирка, но просто так нападать на людей не станут.
Как только он появился за кулисами, подбегаю к Виталию (с ним, кроме брата, на арене и племянник). Видно, что он работал изо всех сил.
- Что вы чувствуете сейчас?
- Ничего! - с улыбкой отвечает бесстрашный укротитель львов и тигров. - Выходной день!
Хищные кошки - его коллеги уже четырнадцать лет. Несмотря на большой опыт, после выступления артисты порой обсуждают свой выход - что удалось, что нет. Во время репетиций это делается постоянно.
С царапинами и ранами дрессировщики не расстаются: то львицы заденут неаккуратно, то тигры захотят поиграть, или наоборот.