Примерное время чтения: 5 минут
215

Единственный в России государственный мотомузей ютится в двух маленьких залах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. «АиФ-Урал» 12/06/2013
Фото автора

Посидеть и потрогать

Музей этот уникален не только своей тематикой и наполнением. Он из тех, где строгая смотрительница не зыркнет устрашающим взгядом на посетителя, не удержавшегося от соблазна провести пальцами по блестящему покрытию раритетного байка. Здесь без опаски можно покрутить ручки мотоциклов, ощутив в руке упругую резину, потрогать твёрдую обшивку иностранной техники.

Да что там потрогать - в этом музее можно запросто вскочить верхом на самый настоящий чоппер. Будь у музея новое здание с собственной трассой, как планировало руководство учреждения, сотрудники музея и прокатиться позволили бы. Но пока это только мечта.

Правда, прежде чем поразиться редкости экспонатов, посетитель приходит в лёгкое недоумение, за которым следует вопрос: «и это всё?...». ведь, представляя себе музей мотоциклов, которые, в отличие от реликвий других выставочных учреждений, занимают немало места, перед глазами видишь просторные залы, где на отдельном постаменте красуется представитель той или иной эпохи. Но нет. В распоряжении посетителей чуть больше 400 кв. м, где близко друг к другу придвинуты самые различные байки.

И это главная проблема музея, рассказывает директор Ирбитского музея мотоциклов, человек, имя которого дважды попадало в Книгу рекордов Гиннесса, чемпион России, мастер спорта СССР Александр Буланов.

- Уже много лет нам обещают новое здание, - рассказывает Александр Ильич, - вы видели, как мы щемимся, в каком помещении, где даже две экскурсии одновременно провести невозможно - очень маленькая площадь, на которой выставлена лишь малая часть коллекции. В ней числится более 120 пунктов только транспортных единиц! А ведь у нас есть и коллекция уникальных двигателей, огромный архив редкой технической документации 30-90-х годов.

В связи с острым дефицитом площадей сотрудникам музея пришлось выкручиваться собственными силами. Уже через год после создания этого выставочного пространства был заключен договор с коммерческим банком об аренде трех помещений, примыкающих к музею. Они-то как раз и используются как фондохранилище для техники, в то время как все эти экспонаты нужно и должно открыть посетителям, ведь это не просто транспортные средства - это свидетели и участники истории великой страны: от победы в Великой Отечественной войне до становления одного из небольших городков России, Ирбита, как столицы мотоспорта.

Несмотря на скромные площади, директор музея удивительным образом сумел добиться ощущения полноценного путешествия по миру техники, покорившей не одно мужское сердце.

Назад в прошлое

                                                                         
Комментарий
Министерство культуры Свердловской области:

- В постановлении «Об утверждении областной целевой программы «Развитие культуры Свердловской области» на 2011-2015 годы» данный объект капитального строительства был включен c финансированием за счет внебюджетных источников. К сожалению, за 2011 и 2012 годы инвесторов не нашлось, пакет проектно-сметной документации устарел и уже требовал доработки. Поэтому при очередном внесении изменений в программу данный объект был исключен.

В настоящее время решается вопрос о выделении музею необходимой площади, достаточной для достойного представления коллекции, из средств муниципального фонда города Ирбита. С администрацией города на данный момент проводятся переговоры. Существующее помещение в 2013 году, возможно, также будет приобретено для музея.

Первый зал отсылает зрителя к созданию в Ирбите мотозавода, который в военное время был размещен на территории пивоварни. Тогда в непростых условиях, без тепла и света, рабочие собирали легендарный М-72, созданный специально для красной армии. Для наглядности в зале представлен не только этот мотоцикл с коляской, но и его прародители, самые лучшие иностранные аппараты тяжёлого класса, проходившие испытания в Москве.

Большой интерес представляет раздел с экспериментальными моделями, которые не пошли в серийное производство и на данный момент являются уникальными представителями коллекции штучного производства. «Это был взлёт творческой мысли ирбитских конструкторов», - вспоминает Александр Ильич. Однако плановое хозяйство Советского государства не позволило выпустить их в свет, несмотря на то что некоторые модели актуальны по сей день, например мотоцикл М-73.

Отдельного внимания заслуживает особая часть экспозиции, посвященная мотоспорту в Ирбите. В залах музея можно увидеть удивительные по своей форме модели с коляской, которые по незнанию можно принять за летательные аппараты будущего. Однако тогда подобный облик «железного коня» был обычным делом: очень низкая посадка, каплевидная форма - внешний вид шоссейного гоночного мотоцикла на трех колесах. Такое увидеть можно не часто.

Все это богатство могло бы получить более стоящую огранку в виде нового музейного комплекса, о строительстве которого в 2010 году губернатором области был подписан указ. Тогда земля под здание была найдена, создан проект помещений, а работы по возведению так и не начались. Более того, после внесённых в программу «Развитие культуры Свердловской области на 2011-2015 годы» изменений Ирбитский музей мотоциклов в документе уже не значился.

Контракт с коммерческой организацией на аренду помещений под фондохранилище закончился (банк планирует продать их в ближайшем будущем), и что тогда будет с коллекцией - неизвестно. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах