«Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт» – похоже, что этот лозунг советской эпохи в наше время благополучно забыт. Казалось бы, отдав стране годы жизни, силы и здоровье, свердловчане имеют право встретить достойную старость. Не тут-то было! Уральские пенсионеры, оказавшись на заслуженном отдыхе, сталкиваются с огромным количеством бед. А власти вспоминают о стариках только перед очередными выборами…
Груз проблем
Сегодня средняя продолжительность жизни в Свердловской области – 69 лет. Мужчины живут меньше, женщины – дольше, но и те, и другие, выйдя на пенсию, испытывают целый груз проблем. Одиночество, маленькие пенсии, дорогие продукты и жильё, болезни, социальная неустроенность… Да, Средний Урал является единственным регионом, где указом губернатора был учреждён областной День пенсионера. Да, ветераны труда платят у нас только половину коммуналки. Но этим помощь государства и ограничивается.
Отдельная тема – лекарства. В Свердловской области в первом полугодии стоимость многих медикаментов повысилась на 8-10%. Сейчас, осенью, аптеки уже начинают переделывать ценники на лекарства сезонного спроса, связанные с лечением ОРВИ, и другие массовые препараты. По данным экспертов, рост цен на них составит 3-5%. Правда, целый ряд лекарств входит в разряд льготных, но их ещё надо оформить! Бегать по врачам – это, по нынешним временам, очень тяжёлый труд.
Чиновники почти каждый месяц рапортуют о повышении благосостояния наших стариков, обещая в ближайшее время сделать их жизнь «ещё лучше». Но свои обещания слуги народа выполняют крайне редко.
Власти забыли
Как тут не вспомнить историю с так называемой «губернаторской тысячей». Идея раз в год выплачивать пенсионерам тысячу рублей появилась ещё при экс-губернаторе Эдуарде Росселе и была связана, по большому счёту, с выборами. Его преемник Александр Мишарин пообещал сделать тысячу рублей ежегодным «подарком» старикам на День пенсионера, но так и не сделал. А сегодня об этом важном для людей социальном проекте власти даже не вспоминают!
Конечно, кто-то из чиновников скажет, что, дескать, тысяча рублей – это «копейки», и погоды они не сделают. Но для многих пожилых людей она была бы большим подспорьем. Оппозиционеры в свердловском парламенте неоднократно пытались узаконить выплату старикам «губернаторской тысячи». Однако партия власти каждый раз «прокатывала» законопроект. При этом недавняя покупка областными чиновниками трёх столов за полмиллиона рублей, которой недавно заинтересовалась прокуратура, ни у кого из слуг народа вопросов не вызывает.
Последняя инициатива властей Екатеринбурга по повышению платы за проезд для льготников вызвала у наших читателей шквал негодования. Уже в ноябре пенсионерам за безлимитный проездной придётся платить 750 рублей – в два раза больше, чем сейчас. По самым скромным подсчётам, подорожание коснётся порядка 300 тысяч человек.
Кстати сказать, в столице Урала по этому поводу уже состоялась акция протеста. На площадь 1905 года пришло около 500 человек, недовольных грабительским повышением. Но никто из городских чиновников к людям не вышел.
А летом этого года в Свердловской области вступили в действие новые стандарты стоимости ЖКУ. Субсидии на коммуналку уменьшились в среднем на 500 рублей. Это очень опечалило многих пожилых уральцев…
Пока силы есть
Между тем очень многие свердловчане, выйдя на пенсию, хотели бы трудиться и дальше. Скажем больше: 40% уральских пенсионеров находят себе ту или иную работу. Дело даже не в том, что они чувствуют в себе силы, хотят быть полезными (хотя это, без сомнения, очень важный фактор). Просто у подавляющего большинства уральцев пенсии таковы, что позволяют в лучшем случае, только сводить концы с концами.
Есть тут и другой аспект. Главный психотерапевт Свердловской области Михаил Перцель признал, что для многих уральцев выход на пенсию сопряжён с психологическими трудностями, которые могут влиять на состояние здоровья: «С учётом того, что сейчас происходит с пенсиями, многие старики продолжают работать до последнего, пока силы есть. Большинству бывает трудно свыкнуться с мыслью, что они уже не нужны на службе».
И в любом случае даже небольшой приработок бывает старикам ой как кстати. Директор одной из компаний по подбору кадров Анна Хвостова считает, что свердловские пенсионеры не менее активны в поиске работы, чем молодёжь: «Но у пожилых соискателей есть определённые сложности. Как правило, работодатели готовы предложить им должность, не требующую квалификации, типа курьера, расклейщика объявлений, кассира-контролёра». Впрочем, найти даже такую работу бывает очень и очень непросто.
Конечно, намного легче устроиться в крупных городах – Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском. Совсем другая ситуация в небольших населённых пунктах или уральской глубинке. Большинство работающих пенсионеров на Среднем Урале трудятся вахтёрами, сторожами и уборщицами, кое-кто устраивается телефонными операторами, нянечками. Получают немного – от 5 до 10 тысяч рублей, но это хоть что-то…
Бремя болезней
Оптимистический лозунг «Возраст здоровью не помеха!» на самом деле далёк от действительности. Так считают многие пенсионеры Свердловской области.
Редкий уралец преклонного возраста не обременён хроническими недугами. А вместе с ними в жизнь старшего поколения входит множество сопутствующих проблем.
– Нас активно зазывают в поликлиники пройти диспансеризацию, – рассказывает читательница «АиФ-Урал» из Екатеринбурга Валентина Кравченко. – Очередное мероприятие «для галочки». Есть ли смысл обнаруживать новые болячки? Месячник в нашу честь завершится, и с полученной информацией нам придётся плестись в поликлиники, что называется, в порядке общей очереди.
Модернизация здравоохранения, включающая в себя в том числе тотальную компьютеризацию лечебных учреждений, жизнь пенсионеров не облегчила. Большинство пожилых людей региона не пользуются услугой электронной записи к врачу, предпочитая попадать на приём «по старинке». Чтобы получить заветный талон, они вынуждены ходить в регистратуры на «очную ставку». Но даже запись, как известно, не гарантирует отсутствие очереди. Загруженность же участковых терапевтов исключает индивидуальный подход к пациенту.
– На нас в поликлиниках смотрят как на назойливых мух, – жалуется читатель «АиФ-Урал» Павел Самосин. – Врачи даже жалобы до конца не дослушивают. У них один «диагноз»: «Что вы хотите – возраст!». На какие-то серьёзные обследования (как сейчас говорят, высокотехнологичные) стариков отправляют, только когда они одной ногой сами знаете где. Понимаю, молодым здоровье нужнее, они ещё пользу могут принести… А мы, выходит, «отходы» общества…
Кстати, с обеспечением лекарствами пенсионеров тоже не всё просто. Да, сегодня в Свердловской области нет проблем, которые с незавидной регулярностью возникали ещё 3-4 года назад. Но, во-первых, далеко не все пенсионеры включены в федеральные и региональные программы по льготному лекарственному обеспечению. А во-вторых, перечень жизненно необходимых лекарственных средств не беспределен.
– У нас пока сам о себе не позаботишься, никто с правами не познакомит, – сетует жительница Нижнего Тагила Тамара Максимова. – Не так давно, например, подхватила простуду. Терапевт порекомендовала противовирусный препарат. Пришлось выложить за курс 630 рублей.
Тамара Ивановна рассказала еще одну историю из серии «было бы смешно, не будь так грустно». После прохождения диспансеризации пенсионерке выдали индивидуальные рекомендации по оздоровлению.
– Оказывается, в моём возрасте (мне 73 года) следует регулярно включать в рацион морскую рыбу, морепродукты, творог, фрукты. Спасибо, на мою пенсию лучше я картошечкой лечиться буду.
Пособия сохраним
Вячеслав Погудин, председатель комитета по соцполитике Свердловского Заксобрания:
– Основная задача власти – защита той части населения, которая наиболее нуждается в государственной поддержке. Сюда я бы как раз отнёс пенсионеров и инвалидов. Этим категориям необходимо уделить особое внимание. В области сейчас существует порядка 140 различных выплат и адресных пособий для них. В этом году мы сумели все их сохранить. При этом затраты областного бюджета – миллиардные. Однако от льгот для данных категорий никто отказываться не собирается.
Сегодня не самая стабильная экономическая ситуация. Возрастают расходы в жилищно-коммунальной сфере. Доходы у незащищённых уральцев порой не позволяют покрыть расходы. Но даже в такое непростое время будет продолжена индексация пенсий, я в этом не сомневаюсь.
Никому не нужны
Евгений Артюх, председатель регионального отделения партии пенсионеров:
– Часто люди уходят на пенсию и оказываются никому не нужны. Необходимо сделать так, чтобы пенсионеры чувствовали себя востребованными, могли жить полноценной жизнью. Вторая проблема – человек сталкивается с понижением социального статуса. Возможностей зарабатывать у него становится гораздо меньше. Цены растут, а материальный уровень падает, и пожилые люди могут позволить себе гораздо меньше. Третья важная проблема – качество медицинской помощи. В силу того, что медицина у нас становится всё больше платной, получить такую помощь сложнее. Особенно остро эта проблема стоит в маленьких городах, где большая нехватка врачей. Приходит человек в больницу, а окулиста нет. И надо ехать в большой город.
А на фоне общей экономической нестабильности пошли разговоры об отмене льгот. В два раза может подорожать безлимитный проездной в Екатеринбурге. Недавно правительство области установило новый стандарт услуг ЖКХ. Многие, кто получал субсидию, остался ни с чем…
Напомню, что при губернаторе Мишарине пенсионерам как-то выдали тысячу рублей, пообещав, что выплаты сохранятся и впредь. Но потом губернатор поменялся, и власти про тысячу «забыли». А пенсионеры помнят. Не великий подарок, конечно, но деньги эти никому не помешали.
Общения не хватает
Галина Хорошавина, пенсионерка, председатель совета дома:
– Разговорилась как-то на рынке с одной старушкой. Та пожаловалась: «Пенсия шесть тысяч, шесть из них за квартиру отдаю. Как жить?» И, правда, как? Летом приходится овощи выращивать, на рынке продавать, хоть какой-то доход. Пенсионеры всю жизнь работали, и всё, что они заработали, это квартиры, за которые они сегодня платят огромные суммы! Хорошо, если дети помогают, а если нет помощи? Для того, чтобы льготы получить, надо кучу бумаг оформить. Походи-ка, пособирай эти справки, хватит ли здоровья? Одну справку сделал, а у другой уже срок вышел. Считаю, что необходимо сократить количество бумажек.
Другая беда – одиночество. Пожилым людям не хватает общения. Я, когда вышла на пенсию, чуть с ума не сошла, вдруг оказалась не у дел. А где собираться пенсионерам? Нужны места, где бы они могли общаться, танцевать. Всё остальное они сами сделают: пироги принесут, чай. Такие досуговые места должны быть в каждом микрорайоне, чтобы каждая бабулечка могла туда прийти.
Нищенская жизнь
Зинаида Амосова, олимпийская чемпионка по лыжным гонкам
– Большинство наших пенсионеров ведут сегодня нищенский образ жизни.
Многих угнетает огромная плата за услуги ЖКХ, недоступность лекарственных средств. Поборы ведь на каждом шагу. Даже за помывку подъездов деньги берутся. При этом пенсии мизерные, и их хватает, только чтобы сводить концы с концами.
Я много поездила по миру и видела, как живут пенсионеры за рубежом. Они могут себе позволить спокойно путешествовать по всей Европе. Даже в Санкт-Петербург их привозят каждый день автобусами на экскурсии. А теперь сравните с нашими бабушками и дедушками. Даже на санаторий в какой-нибудь Липовке пенсионеру нужно копить целый год, да и то ещё не хватит. Поездка в соседний город в гости к подружке превращается чуть ли не в великий праздник.
Сегодня в некоторых регионах существует кое-какие дотации к пенсии. Но они больше похожи на подачки от чиновников. На эти гроши ничего по нынешним ценам не купить.