Сколько тратим на еду?
Организаторы проекта «Честные продукты» провели опрос среди жителей Екатеринбурга.
Общественникам было важно выяснить, что жители Среднего Урала считают самым важным при выборе продуктов питания. Опросы проводились в разных торговых сетях города.
Людям, в частности, задавались вопросы о том, какой процент семейного бюджета в месяц тратится на покупку продуктов питания. Что наиболее важно при покупке продуктов питания? Обращают ли внимание люди на состав продукта перед его покупкой? Считают ли потребители необходимым осуществлять контроль за деятельностью производителей продуктов питания?
Почти половину опрошенных – 47% составляли граждане от 18 до 30 лет – студенты, молодые семьи (2-3 члена семьи). В общем, наиболее активное население. 31% опрошенных составили покупатели от 30 до 45 лет – как правило, это мужчины и женщины, имеющие детей (от двух до четырех членов в семье).
Две эти категории граждан тратят на продукты питания, как правило, от 30 до 50% семейного бюджета, в то время как у граждан предпенсионного возраста (45-60 лет) на еду уходит до 60% зарабатываемых денег (что может объясняться как наличием большего количества детей, так и меньшим уровнем заработной платы). Почти 40% опрошенных пенсионеров (покупатели старше 60 лет) тратят на продукты питания почти 40% дохода, четверть – более половины семейного бюджета.
Почти единогласно ответили опрошенные на вопрос, обращают ли они внимание на состав продукта перед его покупкой – 80-90% покупателей интересуются, из чего состоит приобретаемый товар. При этом этот вопрос больше волнует старшее поколение, которое уделяет своему здоровью повышенное внимание.
Сошлись во мнении покупатели и по поводу критериев при выборе продуктов. В первую очередь они обращают внимание на дату производства (более 70% опрошенных всех возрастных категорий). Второй важный момент – цена продукта, на которую больше внимания обращают старшее поколение и граждане от 45 до 60 лет. Третья, не менее важная деталь – производитель. На магазинных полках за внимание, кошельки и желудки покупателей бьется множество изготовителей, достаточно заглянуть в мясной или молочный отделы. Поэтому на изготовителе лежит ответственность – он не должен злоупотреблять доверием покупателей. Особенно это касается новичков рынка, которые первый год стараются «оттяпать» свою долю, рекламируя качественный и дешевый продукт, а затем начинают снижать себестоимость продукции.
Итоги опроса
К сожалению, лишь 1/3 покупателей обращает внимание, по какому регламенту выпущен продукт, ГОСТу, ТУ – техусловия (более «лояльный» регламент выпуска продукта) либо СТО (стандарт организации, разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно, претензию не предъявить – «это мой оригинальный продукт»), что говорит о низком уровне покупательской культуры населения в России. Конечно, это дело каждого, продукты со значком ГОСТ более качественные, а значит, меньше вероятности, что вашему здоровью может быть нанесен вред или после приготовления они окажутся непригодными к употреблению.
«Необходимо больше внимания обращать на эту деталь, но пока производители пользуются невниманием покупателей, меняя рецептуру производства с гостовкой на ТУ или СТО, рассуждая в стиле «не отрава – значит съедобно», – говорят общественники. – Возможно, просвещение в этой области помогло бы исправить ситуацию – например, если бы ведущие популярных ТВ-передач больше времени уделяли не жизни звезд шоу-бизнеса, а повседневной жизни обычных россиян. Как один из вариантов – расклейка информационных листовок в супермаркетах.
О необходимости общественного контроля за деятельностью производителей и контролирующих их органов (например, Роспотребнадзора) заявили почти 90% опрошенных. Несомненно, это характеризует работу, как государственных ведомств, так и изготовителей, как неудовлетворительную, и неизбежность частичного делегирования полномочий общественным организациям.
«Проблема ежедневного потребления качественных продуктов питания – основная проблема в жизни всех без исключения жителей нашей страны, – говорят организаторы проекта «Честные продукты». – Свердловская область – один из ключевых регионов нашей Родины, здесь располагаются стратегические предприятия оборонной промышленности, передовые металлургические и машиностроительные заводы, а значит, именно в нашей области трудятся десятки тысяч уникальных профессионалов, на которых держится мощь нашей страны. Их хорошее здоровье – приоритетная задача для властей нашей области и Уральского федерального округа. В условиях кризиса, когда рабочие этих предприятий тратят до 50% своего семейного бюджета на еду, они должны иметь право на «Честные продукты» на полках магазинов, но по факту, картина складывается весьма удручающая!
Производитель, пользуясь «бездействием» контролирующих его работу органов, решает свои проблемы за счет кошелька простых рабочих, продавая продукты сомнительного качества по стоимости нефальсифицированных. Поэтому, ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что простые люди считают необходимым участие общественности в контроле повседневной работы этих органов, а также, основываясь на конкретных фактах, дачу публичной оценки работы конкретных руководителей, отвечающих за успешность выполнения надзорной функции».
О результатах опроса будут обязательно проинформированы губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, полномочный представитель Президента в УрФО Игорь Холманских и начальник свердловского Роспотребнадзора Сергей Кузьмин.